Кто такой Дух Святой?
Несколько лет назад учитель пятого класса спросил своих учеников, может ли кто-нибудь объяснить, что такое электричество. Один мальчик поднял руку. Учитель спросил: «Как ты объяснишь его, Джимми?» Джимми почесал голову, а потом сказал: «Вчера вечером я знал, а утром забыл». Учитель печально покачал головой и сказал классу: «Вот трагедия. Единственный человек в мире понял, что такое электричество, и тот забыл!»
Мы с вами находимся в положении того учителя, когда изучаем доктрину Троицы. Мы принимаем тот факт, что Святой Дух есть Бог, точно так же, как Бог есть Бог Отец и Бог Сын. Но когда дело доходит до объяснения, мы теряемся.
В последние годы люди говорят больше о Святом Духе и написали больше книг о Нём, чем, может быть, на любую другую религиозную тему. В основном, это происходит из-за влияния благодатного (харизматического) движения, которое названо «третьей силой» христианства наряду с католицизмом и протестантством. Более позднее благодатное движение, которое уходит корнями в историческое пятидесятничество и подчёркивает Святой Дух, ныне глубоко укрепилось в большинстве основных деноминаций и в католицизме. Может быть, мы чувствуем, что это обширная тема, а мы так мало о ней знаем. Тем не менее, Бог в Своём Слове открыл нам всё, что мы должны знать.
В данной книге возникнут многие вопросы, ответы на которые ищут озадаченные и, временами, невежественные верующие. Фактически, миллионы христиан на каждом континенте ныне задают эти вопросы. Они ищут и ждут библейских ответов.
Например: что такое крещение Святого Духа? Когда оно происходит? Говорение на языках — возможно или необходимо в наши дни? Возможно ли так называемое «второе благословение»?
Чтобы начать наше исследование, нам нужно задать в самом начале критический вопрос: Кто такой Святой Дух?
Святой Дух есть Лицо
Библия учит, что Святой Дух есть личность. Иисус никогда не употреблял слова «оно», когда говорил о Святом Духе. Например, в Евангелии от Иоанна главах 14,15 и 16 Он говорил о Святом Духе, как о «Нём», потому что Он не сила или вещь, а Лицо. Тот, кто называет Святой Дух словом «оно», не обучен или, возможно, не разбирается в сути вопроса.
Из Библии мы знаем, что Святой Дух имеет разум, чувства и волю. Библия также приписывает Ему действия, которые мы можем ожидать от того, кто является не просто силой, а реальным лицом.
Он говорит: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Отк.2:7).
«Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2).
Он ходатайствует: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26).
Он свидетельствует: «Когда же придёт утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоанн.15:26).
Он руководит: «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деян.8:29).
«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14).
Он повелевает: «Прошедши чрез Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дошедши до Мисии, предпринимали идти в Вифанию; но Дух не допустил их» (Деян.16:6-7).
Он наставляет: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан.16:13).
Он назначает: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).
Ему можно солгать: «Но Пётр сказал: Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3-4).
Его можно оскорбить: «То сколь тягчейшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:29).
Его можно похулить: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32).
Он может быть огорчён: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30).
Все чувства и поступки, перечисленные нами, характеризуют личность. Святой Дух не безличная сила, как сила тяготения или магнетизма. Он — Личность со всеми свойствами личности. Но Он не только Личность; Он — Божество.
Святой Дух есть Божественная Личность: Он — Бог
Из Библии следует, что Святой Дух есть Бог. Это видно хотя бы по тем свойствам, которые придаёт Святому Духу Писание. Все эти свойства, без исключения, относятся к Самому Богу.
Он — вечен: это означает, что не существовало и не существует времени, когда бы Его не было. «Тем более Кровь Христа, Который Духом вечным принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу Живому» (Евр.9:14 — новый перевод, Лондон, 1970г.).
Он всемогущ: «Ангел сказал Ей в ответ: «Дух святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим… Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.» (Лк.1:35,37).
Он вездесущ: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс.138:7).
Он всеведущ: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:10-11).
Святой Дух называется Богом: «Но Пётр сказал: Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? для чего ты положил это в сердце твоём? ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3-4).
Он Создатель: первое упоминание в Библии о Святом Духе содержится в Бытии 1:2, где говорится: «Дух Божий носился над водою».
Также и в Бытии 1:1 говорится: «Вначале сотворил Бог небо и землю». И в Послании к Колоссянам в главе 1-ой Павел пишет церкви в Колоссах о Господе Иисусе Христе: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол.1:16-17).
Итак, Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух были вместе, создавая мир. Понять и принять это чрезвычайно важно для каждого христианина, как богословски, так и практически.
Однажды я перечислил некоторые из этих утверждений о Святом Духе студентам семинарии. Один спросил: «Но Он обычно упоминается последним. Не подразумевает ли это более низкое положение?» Однако, в Рим.15:30 Он упоминается не последним: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу». А в Еф.4:4 ап.Павел говорит: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания».
Но более того, обычное размещение трёх лиц Троицы в Новом Завете имеет дело с их порядком и функциями. Так, мы говорим, что мы молимся Отцу через Сына и в силе Святого Духа. Более того, я уже показал, что функционально Отец явился первым, затем Сын воплотился, умер и воскрес. Теперь Дух Святой совершает Своё дело в этом веке Духа. Не имеет ничего общего этот порядок с равенством, лишь с функциями и хронологией.
Троица
Когда я впервые, много лет тому назад, начал изучать Библию, для меня доктрина Троицы была одной из самых сложных проблем, с которыми я когда-либо сталкивался. Я так и не решил её полностью, ибо она содержит в себе аспект тайны, и хотя я до сих пор не осознал её до конца, я воспринимаю её как откровение Божие.
Библия учит нас, что Святой Дух — существо живое. Он один из трёх лиц Святой Троицы. Объяснить и показать Троицу — одна из самых трудных задач христианина. Д-р Дэвид Мак-Кенна как-то рассказал мне, что его маленький сын Дуг спросил его: «Бог Отец есть Бог?» Он ответил: «Да».- Иисус Христос — Бог?» — «Да.- «Святой Дух — Бог?» — «Да. — «Тогда как Иисус может быть Своим собственным Отцом?» Дэвид постарался быстро сообразить. Они сидели в своём старом, выпуска 1958 года, шевроле. «Послушай, сынок», — ответил он, — «под капотом есть одна батарея. Я могу пользоваться ею, чтобы включать свет, подавать сигналы и запускать двигатель. Как это происходит — тайна, но это происходит!»
Библия учит нас реальности Троицы в обоих Заветах — Ветхом и Новом. Давайте рассмотрим некоторые основные тексты Библии, относящиеся к этой теме.
Бог открывает Себя в Библии постепенно. Но есть указания в самом начале книги Бытия, что Бог существует в трёх лицах — Отец, Сын и Святой Дух, и что все эти три лица составляют единого Бога. Христианство верует в догмат Троицы, оно триипостастно, а не унитарно. Есть только один Бог, а не три, так что ясно, что христианская вера не политическая.
Библия начинается величественными словами: «Вначале сотворил Бог небо и землю»(Бытие 1:1). Учёные, изучающие древнееврейский язык, говорили мне, что в этом языке есть три числа: единственное число, один; двойственной число, два; множественное число, больше, чем два. В Бытии 1:1 «Бог» переводится словом во множественном числе, указывающем на существование более, чем двух. Древнееврейское слово, употреблённое здесь, — Элохим. Мэтью Генри говорит, что это означает «множественность лиц в Боге — Отец, Сын и Святой Дух. Это множественное имя Бога… подтверждает нашу веру в доктрину Троицы, о которой намекается в Ветхом Завете и ясно проявляется в Новом».
Как мы видели применительно к сотворению, даже с самого начала Бог показывает нам, что Божество состоит из более чем одного лица. Я подчеркнул некоторые из ключевых слов. В Бытии 1:26 Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Далее в Бытии 3:22 Господь Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». А в Бытии 11:6,7 Господь сказал: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Когда Исаия услышал голос Господа, говорящего: «Кого мне послать? и кто пойдёт для Нас?», он ответил: «Вот я, пошли меня» (Ис.6:8).
Доктрина Троицы в Новом Завете развита намного полнее, чем в Ветхом. Поскольку откровение происходит постепенно, больше света проливается на этот предмет, когда Бог полнее открывается во времена Христа и апостолов.
Последнее повеление Христа перед Его вознесением записано в Евангелии от Матфея 28:18-20. Он сказал Своим последователям: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Здесь Иисус Христос учил, что после того, как Он покинет землю, Его последователи должны нести Его евангельскую весть всем народам. Святой Дух должен был использовать их, чтобы призвать народ для Него. Это триединое полномочие крестить соединяет Святой Дух с Богом Отцом и Богом Сыном, как равного с ними. Он есть Бог — Святой Дух.
Радостно заметить слова Иисуса, провозглашающие, что верующие не будут оставлены одни. Благодаря Святому Духу, которого Он и Отец послали, Иисус никогда не оставит нас и не покинет нас (Евр.13:5). Он пребудет с каждым верующим до самого конца. Эта мысль ободряла меня тысячу раз в эти тёмные дни, когда сатанинские силы действуют в столь многих частях мира.
По этому поводу апостол Павел также сказал: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2Кор. 13:13). Это благословение ясно показывает, что Святой Дух един с Отцом и един с Сыном в Божестве. Это не один плюс один, плюс один, равно трём. Это один на один, на один, равно одному. Святой Дух един с Отцом и Сыном. Если Отец — Бог, и Иисус — Бог, то и Святой Дух тоже Бог.
Главная проблема, связанная с доктриной Троицы, касается претензии христианства быть также монотеистическим. Она отвергает политеизм, веру в более, чем одного Бога. Ответ заключается в том, что триипостастность сохраняет единство Божества и, в то же время, признаёт, что есть три лица в этом Божестве, которое остаётся одной сущностью. Бог един, но это единство не простое — оно сложное.
Это необычайно трудная тема — она выходит далеко за пределы способностей нашего ограниченного ума, мы не можем охватить её полностью. Тем не менее, очень важно провозглашать то, о чём говорит Библия, и промолчать там, где молчит Библия, Бог Отец — полностью Бог. Бог Сын — полностью Бог. Святой Дух — полностью Бог. Библия представляет это как факт. Оно не объясняет это. Тем не менее, предлагалось много объяснений, некоторые из них звучали логично, но они не сохраняли истины учения Священного Писания.
Одна ересь в ранней церкви называлась «модализмом». Они учила, что Бог являлся в различное время в трёх различных видах или формах — как Отец, затем как Сын и, наконец, как Святой Дух. Державшиеся этого взгляда считали, что он сохраняет единство монотеизма. Но это также означало, что когда Иисус молился, то Он должен был разговаривать Сам с Собою. Далее, в Деяниях Апостолов во 2 главе, говорится, что Отец и Сын ниспослал Святой Дух. Но в этих словах мало смысла, если принять учение модализма. Более того, модализм противоречит яснейшему представлению Троицы в единстве, как выражено у Матфея. Именно Иисус сказал, чтобы Его ученики крестили обращённых «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Греческое истолкование делает ясным, что Иисус ссылается на три отдельных лица. Он ясно учил доктрине Троицы.
Мы видели, что Святой Дух есть личность и Бог, и член Троицы. Любой, кто не признаёт этого, лишается радости и силы. Конечно, неправильное суждение о любом члене Троицы приведёт к этому результату, потому что Бог имеет первостепенное значение. Но это особенно верно в отношении Святой Дух, ибо хотя Отец есть источник всех благословений, а Сын есть канал всех благословений, именно через деяния Святого Духа в нас вся истина становится живой и действующей в нашей жизни.
Самым важным пунктом является следующий: нет ничего такого, что есть Бог, и чем не был бы Святой Дух. Все обязательны аспекты Божества принадлежат Святому Духу. Мы можем сказать о Нём то же, что сказано об Иисусе Христе в Никейском символе веры: Он есть истинно Бог от истинного Бога! Итак, мы преклоняем колена перед Ним, мы поклоняемся Ему, мы проявляем Ему повиновение во всём, которое требует Писание от нашего отношения к всемогущему Богу.
Кто такой Святой Дух? Он Бог!
Билли Грэм
Журнал Крынiца жытя