Благовестие

Христос — благовестник

Миссионерская активность – наряду с личным благочестием и консервативным богословием – всегда была главной особенностью евангельских верующих. От начала движения в Российской империи евангельские верующие распространяли благую весть во время гонений и свободы, публично и втайне, в больших собраниях и «от сердца к сердцу». Каждый баптист считал своим священным долгом распространение благой вести и в песнях выражал страстное желание привести к Богу хотя бы одного погибающего:

 

Не хотел бы я бесплодным

К трону Господа прийти.

Хоть одну хотел бы душу

К Иисусу привести.

 

Но свидетельствовать нелегко. Как следует из наставлений Христа еще первым ученикам, трудности в служении были серьезные: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16); «и если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них» (Мк. 6:11).

Значит, некоторые не примут. Многие не принимают. Мы сталкиваемся с враждебностью, противодействием, презрением, что в свою очередь ведет к страху, неуверенности, боязни неудачи…

А легко ли было Апостолу Павлу? Уж он-то, наверное, никаких проблем в свидетельстве не испытывал. Как знать. Помните, о чем просит он в Послании к ефесянам (6:18-20): «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открытос дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно».

Апостол Павел нуждался в молитвах и поддержке церкви. Наверное, не всегда ему доставало дерзновения, уверенности. Приходилось преодолевать стыд, непонимание, равнодушие, усталость.

«Бог века сего ослепил умы» (2 Кор. 4:4). Но, слава истинному живому Богу, есть люди, которые реагируют открыто, даже дружелюбно, с желанием. Дух Божий действует. Джон Стотт говорил: «Когда я проповедую, меня утешает тот факт, что совесть грешника на моей стороне». Да, по крайней мере, совесть грешника на нашей стороне. А еще нас ободряет пример Христа в благовестии, к которому мы сейчас и обратимся.

 

1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД

 

1.1. БЛАГОВЕСТИЕ – ЕСТЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

 

Когда я начал оценивать жизнь Христа с точки зрения благовестия, то первое, что бросилось в глаза, в Его жизни трудно найти время, специально выделенное для благовестия. Христос не говорил ученикам: «В третий день недели с шестого по девятый час мы будем заниматься евангелизацией». Или: «В месяце Авив седьмого-девятого числа у нас благовестие».

Христос благовествует везде и всегда. Каждый день, каждая встреча, каждый разговор – это свидетельство. Пришел Никодим – Христос говорит о спасении через веру в Сына Божия. Встретил самарянку – ведет ее к живой воде. Идет с учениками – говорит. Собирается народ – проповедует Царство Божие.

Я решил подражать Христу. Зашел в парикмахерскую – почему бы не сказать о Господе? Целых двадцать-тридцать минут в распоряжении. О чем говорить? Сначала о погоде, потом о домашних животных, детях, работе. Выясняем, что парикмахерская работает и по воскресеньям. А как же богослужение? Вот тут и зацепка, можно перейти к богослужению, поговорить о вере. Надеюсь, следующий раз продолжим разговор…

 

1.2. СЛОВА И ДОБРЫЕ ДЕЛА

 

Евангелизация Христа всегда шла рука об руку с заботой о людях, с участием в их нуждах.

«Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:16-17).

Порой мы слышим об опасности «социального Евангелия». Недавно в журнале «Гость» прочитал статью, в которой автор на примере своей церкви пояснял, как добрые дела отвлекают от евангелизации.

Но в служении Христа не видим этого противоречия. Добрые дела и свидетельство – «два в одном». Когда была возможность, Христос творил добрые дела. И тут же проповедовал Царство. Дела веры, забота, внимание, всегда помогали в благовестии. Когда человеку сделаешь добро, он охотнее откликается на проповедь.

Такой гармонией слов и дел отличалось служение Никиты Иосифовича Вандича, который в 1920-1930 годах основал 10 церквей только в одном Столинском районе. Один из исследователей отмечает: «Следующей особенностью его [Никиты Вандича] служения было то, что в церкви на высоком уровне было организовано вспоможение друг другу. В то время было собственное хозяйство и верующие возвращаясь с поля, не оставляли на поле никого, кто еще не закончил свою работу, а также обязательно помогали сиротам и вдовам независимо от их отношения к церкви».

Но в данной статье хочется обратить внимание прежде всего на роль слов в евангелизации. Доброты мало. Надо еще объяснить, в чем суть спасения. Надо знать, как это сделать. Одного желания, искренности, ревности недостаточно. Наряду с голубиной простотой требуется змеиная мудрость (Мф. 10:16).

 

2. КАК ЕВАНГЕЛИЗИРОВАЛ ХРИСТОС?

 

2.1 РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДОВ

 

Читая евангелия, можно заметить, что у Христа нет единой системы или формы свидетельства. К разным людям и в разных условиях Христос обращался по-разному. Когда была возможность, Он просто учил (Мф. 1:21, 5:1-2; 8:19-20; 13:3; 14:19; 1 Ин. 6). Он использовал метод вопросов и ответов (Мф. 16:13; 22:41; Лк. 6:9), проповедовал (Мк. 1:14-15, 39). Правда, была одна форма, которую можно назвать любимой, – притчи (Мф. 13:3, 34-35; Мк. 4:2). Но содержание притч Христа отличалось большим разнообразием.

Разнообразие должно отличать и нашу проповедь. Можно использовать личное свидетельство («иди и расскажи, что сотворил с тобой Господь» – Мк. 5:19; Лк. 8:39; Лк. 9:5; Лк. 10:3, 5, 10-11). Можно использовать христианскую литературу, «четыре духовных закона», материалы «от сердца к сердцу». Но в любом случае, в нашем свидетельстве должно содержаться Евангелие – благая весть о спасении через веру в Иисуса Христа. Просто поговорить о церкви, о вере, о Библии, пожалуй, недостаточно.

 

2.2. ОСНОВНОЙ МЕТОД – ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ЛЮДЯМ

 

Итак, у Христа не было единой формы или системы. Но отсутствие системы не есть отсутствие метода. А основная черта этого метода указывается в словах Иисуса Христа: «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13:52). Эти слова указывают на систему приспособления, на то, что в своем учении Иисус шел от известного его слушателям к неизвестному им. Христос не игнорировал существовавшее дотоле религиозное миросозерцание; Он начинает с него. «Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам…» (Мф. 5:21-22). Он пришел «не нарушить закон, а исполнить» (Мф. 5:17).

Христос встречает человека там, где он находится, и ведет его дальше. С Никодимом Он говорит о том, что тот уже знает или должен знать. «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3:10). Он обращается к Ветхому Завету, который Никодим отлично знает. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14). С самарянкой Христос не говорит о законе, а воде живой, о том, что близко ей. Он ведет ее шаг за шагом, исходя из того, что она знает или о чем думает. Начинает с духовного понимания воды, затем говорит женщине о грехе. Самарянке это не нравится, и она переводит разговор на споры о религиях. «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20). «Давай поговорим о том, чем баптисты отличаются от православных».

Христос не позволяет ей навязать свою тему, а переходит к сути. «Дело не в том, как или на какой горе кто поклоняется. Поклоняешься ли ты Богу? Какие у тебя отношения с Ним?»

Самарянка опять пытается ускользнуть, пытается отложить решение. «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4:25). Поговорим об этом когда-нибудь позже. Сейчас не время. Придет Мессия – разберемся.

Это реакция каждого грешника. «Завтра, не сегодня». Но Христос направляет ее к решению: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26). Решать надо сейчас, сегодня, ныне.

Таким образом, видим, как Христос строит беседу, исходя из понимания и мышления человека. Конечно, Ему было проще. Иисус «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2:25). Но даже при этом Он часто давал возможность людям высказаться. Помните Его встречу с идущими в Эммаус? «Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» (Лк. 24:17). Они выразили свою боль, свое разочарование, свои смущение, и тогда Христос ответил на их вопросы. Так же Он позволил выразить свои мысли самарянке и Никодиму.

Мы далеко не всегда знаем, что на сердце у человека. Как замечает Дэвид Смит, порой победно провозглашаем воскресение, так и не прислушавшись к боли, сомнениям и гневу тех, кто отвернулся от Иерусалима. В результате христианская проповедь кажется просто неправдоподобной тем людям, чей душевный и духовный опыт мешает им воспринимать такую проповедь, пока их зияющие раны еще не исцелились.

Конечно, Дух Божий может разбить все преграды, но и нам надо проявить мудрость, дать человеку высказаться, узнать, что у него на сердце, чтобы потом уже показать, как Евангелие отвечает на его вопросы.

Говоря о приспособлении, можно еще указать на конкретные детали, которые позволяют Христу протянуть ниточку к собеседнику. Христос использует зацепки. Разговор с самарянкой Он начинает с воды. После умножения хлебов, беседуя с иудеями, Иисус обращается к хлебу жизни (Ин. 6:27, 35).

Я решил последовать этому примеру, свидетельствуя врачу. Вы знаете, сложно проповедовать зубному врачу. Во время лечения можно произносить только «а», «ага», «ммм…». Но я заранее приобрел хорошую книгу – «Ни одной из болезней». Ее авторы – доктора-христиане – связывают Библию, веру и здоровье. И после операции я заметил: «Думаю, вы понимаете, что духовное здоровье важнее физического. И вот вам книга в подарок. Авторы показывают, как связаны проблемы духа и тела».

Врач признал эту связь, и мы немного поговорили о вере. Хотелось бы продолжить разговор при следующей встрече.

 

2.3. ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ КАК ОБЩЕНИЕ, ДРУЖБА, БЕСЕДА

 

Итак, методы Христа – разнообразие и приспособление к людям. Но еще один момент показался мне примечательным. Для Христа благовестие – не просто несколько мимоходом сказанных слов, но общение, беседа, дружба, совместно проведенное время. Этот вывод можно сделатьв том числе из того, что Христос часто ел с людьми. (Он будет есть с нами в небесах!) «Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк. 7:34). А обед, ужин, вечеря – это общение, дискуссия, вопросы и ответы, обсуждение.

Христос использовал принятие пищи в евангелизационных целях. Он ел с Закхеем, с Матфеем и другими мытарями. Матфей пригласил к себе друзей. В синагогу они бы не пришли, а к Матфею – пожалуйста (Лк. 15:1-2; Мф. 11:18-19). Иисус ел и с фарисеями (Лк. 7:36). Он ел с грешниками регулярно, а не от случая к случаю. Он ел, преследуя определенную цель. «Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»(Мф. 9:11-13; 17). Христа обвиняли в таком тесном и близком общении с грешниками, но у Него была цель – призвать к покаянию, а для этого случайной одноразовой беседы не всегда достаточно.

Сын Дзекуць-Малея – одного из пионеров евангельского движения в Беларуси – как-то заметил: «Я не помню, чтобы мы дома когда-нибудь обедали одни. Всегда были какие-то люди».

Конечно, время было другое. Но, согласитесь, сегодня можно говорить о семейном (и церковном) эгоизме. Нам трудно впустить в свой круг чужих. Мы не хотим, чтобы кто-то нарушал наш покой и мешал общению с теми, с кем так приятно проводить время. Однако надо понимать, что евангелизация требует жертв времени, средств, планирования, долговременной посвященности. Этому нас учат даже сыны века сего (наверное, они читали Евангелие). В одном учебнике для лекторов-атеистов автор предупреждал: «Необходимо учитывать и тот фактор, что индивидуальная работа с верующим должна рассчитываться не на месяцы, а хотя бы на год или два. Индивидуальная работа с верующими предполагает прежде всего борьбу за каждого человека… И здесь не обойтись без «малых» форм устной пропаганды: задушевных бесед, откровенных разговоров, терпеливых разъяснений… Требуется особый такт и умение с помощью живого, образного слова подойти к верующему. А снискать доверие и уважение верующего можно только, зная его интересы, его психологию. Надо вести спор с верующими, не унижая их человеческого достоинства».

И здесь мы переходим к главному вопросу: люблю ли я погибших, как Христос? Верю ли в Божью спасающую силу? Ищу ли я погибших, как Христос? Использую ли каждый момент для Царства Божия, в том числе моменты еды? Когда, например, обедаю университетском кафе или в рабочей столовой?

Иногда мы оправдываем себя тем, что евангелизация – для особых людей, которые могут войти в переполненный троллейбус и смело провозгласить Евангелие! Но благовестие – естественное проявления жизни в духе каждого верующего. Оно никогда не бывает слишком легким и простым. И не будем таким. Евангелизация не была легкой для Бога Отца! Господу она стоила Его Сына. Она стоила жизни Иисусу Христу! Она должна чего-то стоить и нам: времени, насмешек, страха, огорчения…

Миссиологи говорят, что в XXI веке борьба за души будут вести между собой три силы: секуляристы, мусульмане и евангельские верующие… Пока что евангелисты – единственное из значительных религиозных движений, которое растет за счет обращения людей. И пусть Господь благословит и использует нас, чтобы рост продолжался и «чтобы сноп, хотя один, чрез меня мой Господин получил когда приду к Нему домой».

 

Леонид Михович