ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНИЯ
ЗАПОВЕДЕЙ ГОСПОДНИХ И ЦЕРКОВНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Перечень заповедей и церковных установлений:
1. Водное крещение – заповедь (Мф.28:19)
2. Хлебопреломление – заповедь (Мф.26:26-29)
3. Рукоположение служителей (Деян.6:6)
4. Бракосочетание (Еф.5:31-32)
5. Благословение детей (Мф.19:13-15)
6. Молитва (и/или молитва с елеопомазанием) за больных (Иак.5:14)
7. Молитва о посвящении зданий (3Цар.8:22-66)
Принципы осуществления заповедей и церковных установлений
1. Заповеди Господни (хлебопреломление и крещение) – это прямые повеления Господа нашего Иисуса Христа для обязательного совершения церковью. Частота и форма исполнения заповедей могут быть различными и определяются решениями церкви.
2. Церковные установления – это ряд особых служений, которые церковь совершает в соответствии с Священным Писанием. Форма совершения церковных установлений может быть различной.
3. Практика совершения заповедей (и церковных установлений) максимально точно выражает значение, заложенное в них Священным Писанием.
4. Заповеди и церковные установления имеют своей целью созидание церкви Христовой.
5. От верующих ожидается достойное личное участие в заповедях и церковных установлениях.
1. КРЕЩЕНИЕ
Духовное значение заповеди крещения:
1.1. действие веры в акте послушания заповеди Иисуса Христа (Мк.16:15)
1.2. соединение со Христом в Его смерти и воскресении (Рим. 6:3-8)
1.3. облачение уверовавшего во Христа (Гал.3:26-27)
1.4. погребение для прежней греховной жизни (Рим.6:4)
1.5. обещание Богу доброй совести (1Пет.3:21; Евр. 4:14)
1.6. исповедание веры перед миром и церковью (1Тим.6:12)
1.7. свидетельство присоединения к поместной общине (Деян.2:41)
1.8. образ вхождения (погружения) верующего во вселенскую церковь (1Кор.12:13)
Крещение как событие
Крещение – это праздник для церкви и тех, кто принимает крещение, в связи с чем необходимо позаботиться о внешнем оформлении этого события, чтобы оно соответствовало внутреннему значению праздника, совершалось благоговейно и пристойно.
Требования к крещаемому
Крещение совершается над теми, кто обратился: покаялся и сознательно уверовал в Иисуса Христа как в своего личного Господа и Спасителя, пережив рождение свыше (духовное крещение). Крещение должно приниматься верующим обдуманно, с ясным осознанием покаяния и желанием следовать за Христом в течение всей жизни.
Подготовка к крещению
До самого акта крещения с желающими принять крещения должны проводиться беседы с обучением основным истинам Евангелия. Подготовительные период обучения позволяет испытать веру новообращенных, а также избежать крещения не возрождённых людей.
Свидетельство общины
Желательно, чтобы свидетельство о своем покаянии и радости спасения было совершено крещаемым в собрании накануне крещения. В свою очередь церковь подтверждает и свидетельствует, что крещаемый не только словом, но и делом последовал за Господом.
Решение о крещении
Перед крещением служитель (служители) беседует с каждым крещаемым индивидуально, желая удостовериться в его возрождении, непринужденном и искреннем желании и готовности следовать за Господом. Важно, чтобы служители единодушно приняли решение о допущении до крещения с учетом мнения церкви.
Гласность крещения
Крещаемый свидетельствует о своей вере не только перед Богом и другими верующими, но и перед всем миром. Хорошо, если на праздник крещения будут приглашены не только все члены общины, но и близкие родственники, друзья крещаемых.
Приготовление к крещению
Необходимо тщательно изучить место крещения, проверить дно водоема, очистить его от препятствий. Также нужно позаботиться о принимающих крещение: где они переоденутся, кто поможет им (особенно тем, кто в преклонном возрасте, больным, инвалидам), определить братьев и сестер, которые помогут войти и выйти из воды.
Место и способ крещения
Крещение может совершаться как в естественных условиях (река, озеро, водохранилище), так и в бассейне (баптистерии). Во всех случаях крещение совершается только в воде через однократное погружение в воду (навзничь или вперед), что указывает на погружение в смерть Христа и восстание в Его воскресении.
Совершители крещения
Как правило крещение совершают рукоположенные братья — пресвитеры, учителя, благовестники (миссионеры). За неимением в общине соответствующих служителей, церковь имеет право при уведомлении служителей братства поручить преподать крещение другим опытным братьям (диаконам). Крещаемые не имеют права избирать по своему усмотрению служителей для совершения крещения.
Кратность крещения
Крещение совершается только однократно и единожды. Если человек принял крещение в полном осознании своего поступка, будучи дееспособным с правовой точки зрения и даже до конца, не понимая сути крещения и самой христианской жизни, будучи не вполне готовым к крещению в моральном отношении, повторного крещения ему не преподают.
Исповедание при крещении
В акте крещения каждый крещаемый произносит личное исповедание веры. При крещении креститель задает вопрос: «Веришь ли ты во Христа Иисуса, как Сына Божия и личного своего Спасителя и Господа?», принимающий крещение отвечает: «Да, я верю, что Христос есть Сын Божий и мой Спаситель и Господь!». Формула исповедания веры может быть различной (в т.ч. с обещанием Богу доброй совести), но ее центральным пунктом является признание Иисуса Христа Спасителем и Господином жизни.
Тринитарность в крещении
Крещение совершается во имя Троицы – «Отца и Сына и Святого Духа» (либо во имя Иисуса Христа). Крестящий совершает крещение, предваряя его словами: «По вере твоей и заповеди Господней крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Оба говорят: «Аминь», после чего креститель погружает крещаемого в воду.
После крещения
Служители совершают молитву над крещенным о благословении его дальнейшего духовного пути во Христе. Слова молитвы могут сопровождаться внешним выражением призвания благословения Святого Духа через воздевание над головой или возложение рук на голову новокрещенного. Также служение крещения может быть завершено хлебопреломлением.
2. ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ (ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ)
Значение заповеди о хлебопреломлении:
2.1. принятие хлеба и вина как образов (знаков) Тела и Крови Иисуса (Мф.26:26-29)
2.2. воспоминание и размышление о жертве (теле и крови) Христа за нас (Лк.22:19-20)
2.3. напоминание об искуплении от суда (1Кор.5:7, 1Кор.11:26)
2.4. возвещение смерти Господа, доколе Он придет (1Кор.11:26)
2.5. испытание сердца в отношении к Господу (средство освящения) (1Кор.11:27-32, Ев.10:29)
2.6. укрепление в вере через размышление о страданиях Христа (Еф.12:3)
2.7. выражение единения (приобщение) с Христом и друг другом (1Кор.10:16-17)
Хлебопреломление как событие
Хлебопреломление – время особого духовного единения верующего со Христом и церковью. В этой связи обстановка должна соответствовать возвышенным целям и задачам вечери. Хлебопреломление служит укреплению в спасительной вере и духовному единению верующего со Христом и церковью. Эти цели достигаются через воспоминание о страдании и смерти Христа и рассуждении о них. При этом воспоминание включает в себя как скорбный, так и утешительный аспекты и приводит к сокрушению и радости спасения во Христе.
Подготовка к хлебопреломлению
Перед каждым хлебопреломлением следует напоминать членам церкви о необходимости проверить свои взаимоотношения с Богом и ближним (примириться с ближними, попросив прощения, если в этом есть необходимость, обратиться к Богу в молитве, исповедуя Ему свои грехи). Полезным инструментом для этой цели становятся молитвенные собрания, предваряющие вечерю.
Требования к участию
Участвовать могут и должны все верующие, как члены поместной церкви, так и гости из других церквей, находящиеся в мире с Господом и друг с другом. Не допускаются для участия в вечере не принявшие водного крещения, отлученные и находящиеся на замечании.
Периодичность хлебопреломления
В нашем братстве принято совершать хлебопреломление каждый месяц в первое воскресенье месяца и в Страстной четверг перед праздником Пасхи.
Служители в хлебопреломлении
Вечерю Господню совершают служители церкви. Если община не имеет своего пресвитера или диакона, то хлебопреломление может совершать служитель из другой церкви или брат, которому поручается это служение.
Хлеб и сосуды для хлеба
Для хлебопреломления может использоваться любой хлеб (пшеничный, ржаной, ячменный, сдобный или несдобный) купленный, либо специально приготовленный. Сосудом для хлеба может служить любая столовая утварь (тарелки, подносы, хлебницы), в которых может поместиться приготовленный хлеб для раздачи. Хлебопреломление совершается путем разламывания хлеба на мелкие части.
Вино и чаша для вина
В вечере Господней может быть использовано виноградное вино или сок (желательно из красного винограда). Чашею (чашами) для вина (сока) служит любой чистый сосуд (сосуды).
Использование тех или иных видов хлеба, питья из виноградного плода, сосудов и чаш зависит от культурного-исторического контекста и традиции общины.
Предлагаемый порядок совершения хлебопреломления
Перед совершением хлебопреломления служитель разъясняет, кто имеет право на участие в заповеди. По примеру нашего Господа наилучшим представляется следующий порядок совершения хлебопреломления: 1) краткое напоминание о сути вечери (чтение соответствующего текста Библии); 2) берется хлеб; 3) произносится молитва над ним; 4) преломляется хлеб с привлечением других служителей; 5) диаконы (служители/братья) раздают хлеб всем участвующим; 5) берется чаша (чаши); 6) произносится молитва над чашей; 7) церковь участвует в чаше. Во время раздачи хлеба и чаш участвующие благоговейно размышляют о Христе, Его страданиях (поют гимны о страданиях и смерти Христа). После участия совершается заключительная молитва.
Остатки элементов вечери
Оставшийся хлеб рекомендуется разделить между членами церкви (братьями). Вино следует сохранить для использования во время следующего хлебопреломления. Также хлеб и вино (сок) можно использовать для совершения вечери по домам.
Хлебопреломление по домам
Вечерю Господню совершают для больных и немощных членов церкви, которые не могут присутствовать на собрании. При посещении первоочередное внимание следует уделять чтению Слова и размышлению о страданиях и смерти Христа.
3. РУКОПОЛОЖЕНИЕ СЛУЖИТЕЛЕЙ
Значение рукоположения (возложения рук):
3.1. посвящение на одно из видов служения (пресвитера, диакона, миссионера/благовестника) (Деян.6:1-7; 13:3; 14:23; Тит.1:5)
3.2. наделение полномочиями и возложение особой ответственности (Деян.6:1-7; Тит.1:5).
3.3. одобрение и благословение церковью и старшими служителями (Деян.6:5; Мф.16:19; Деян.6:6; Евр.7:7).
3.4. поставление на дело служения для созидания Тела Христова (Еф.4:11-13; Деян.20:28).
Кандидаты на рукоположение
Избранию кандидатов на рукоположение в церкви должны предшествовать молитвы и пост с обсуждением кандидатур служителями на церковном совете (членском собрании). Кандидаты на рукоположение должны быть испытаны в свете ясных и определенных библейских требований. Они должны выразить свое согласие на избрание. Перед рукоположением желателен испытательный срок по усмотрению церкви.
Подготовка и порядок рукоположения
Руководство церкви заранее объявляет о рукоположении, которое должно совершаться открыто при всей церкви. Во время собрания каждый из кандидатов рукополагается отдельно. Желательно, чтобы в этот момент вместе с рукополагаемым была и его жена. Наилучшим представляется следующий порядок рукоположения: 1) представление каждого кандидата и объяснение церкви, на какое служение поставляется брат; 2) проповедь с изложением ответственности рукополагаемых служителей перед Богом и церковью, 3) возложение рук на посвящаемого брата, 4) молитва: при этом предлагается совершить молитву жене, затем рукополагаемому, после чего молятся пресвитеры, участвующие в рукоположении.
Совершители рукоположения
Совершать рукоположение могут только рукоположенные служители церкви, в том числе приглашенные братья из других церквей братства (желательно служители Областного объединения, Союза ЕХБ).
Действенность рукоположения
Рукоположение имеет значение до тех пор, пока служитель остается в порученном ему служении. В случае несоответствия требованиям порученного служения, церковь может освободить пресвитера (пастора, епископа) или диакона от совершаемого служения. При переходе рукоположенного служителя в другую церковь вопрос его служения решается данной церковью. Если церковь выбирает его на служение, повторное рукоположение не обязательно.
4. БРАКОСОЧЕТАНИЕ
Значение бракосочетания:
4.1. заключение союза перед Богом и людьми (Быт.2:22-24; Мф.19:4-6)
4.2. обет верности супругов
4.3. благословение церковью брачного союза
4.4. соединение супругов как прообраз соединения Христа и церкви (2Кор.11:2)
Цель церковного бракосочетания
Брак, будучи божественным учреждением, должен получить утверждение и благословение церкви, которое осуществляется через слово Божие и молитву. Бракосочетание должно проходить в присутствии всей общины. Жених и невеста, их родители и служитель стараются создать атмосферу радостного и благословенного события.
Условия для бракосочетания
Условиями для бракосочетания является добровольное решение жениха и невесты, как правило, с благословением их родителей и согласия служителей церкви. Бракосочетание совершается над теми, кто желает строить свой брак на основании учения Библии и является членом церкви. Как правило бракосочетание совершается после гражданской регистрации брака.
Подготовка к бракосочетанию
До оглашения служитель должен убедиться, что будущие жених и невеста: 1) имеют добровольное желание вступить в брак, 2) имеют родительское благословение (в случае отсутствия учитываются только уважительные причины), 3) не связаны при помолвке обещаниями с другими лицами и не состоят в супружестве с другим, 4) не скрывают друг от друга существенные факты жизни (здоровья, финансового состояния, целомудрия и др.).
После объявления (оглашения) в церкви служитель (пресвитер) проводит беседы с женихом и невестой для подготовки их к браку, обсуждает вопросы членства и служения в церкви, добрачных отношений, иные вопросы жизни.
Совершители бракосочетания
Бракосочетание имеет право совершать преимущественно пресвитер церкви, либо при его согласии пресвитер другой церкви братства.
Элементы и порядок бракосочетания
Все элементы бракосочетания, в т.ч. одеяние брачующихся должны быть целомудренными и соответствовать духу Христова учения. Бракосочетание желательно проводить в доме молитвы.
Основные элементы бракосочетания: 1) наставление служителя из Божьего Слова вступающим в брак, 2) взаимные обещания верности жениха и невесты, 3) молитва родителей (по возможности), невесты, жениха и служителя о Божьем благословении новой семьи.
Брачный пир
Брачный пир совершается после церковного бракосочетания в духе благоговения, чистоты и радости, чтобы во всем прославлялся Бог. Во время брачного пира не следует прибегать к языческим и мирским обрядам и традициям, несовместимым с духом христианского учения. Также недопустимо употребление спиртных напитков.
5. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ
Значение благословения детей:
5.1. благодарение Богу за благословляемого (Кол.3:17; Пс.126:3)
5.2. посвящения ребенка Богу (Лук.2:21-24; 1Цар.1:22)
5.3. молитва о Божьем благословении ребенка (Чис.6:24-27)
5.4. просьба о верном исполнении родительского долга (Еф.6:4)
Условие для благословения
Молитва благословения над детьми совершается по просьбе и с согласия и родителей или законных представителей.
Место благословения
Молитва над детьми совершается в доме молитвы пред лицом всей церкви, при необходимости на дому.
Совершители благословения
Служение благословения могут совершать как рукоположенные служители (пресвитеры, диаконы), в исключительных случаях братья, которым церковь поручило данный вид служения.
Форма благословения
Молитва над детьми может совершаться: возложением рук на ребенка, взятием на руки, заключением ребенка в объятия.
Порядок благословения
Предлагается следующий порядок благословения детей: 1) наставление служителя о значении благословения и родительского воспитания детей с призванием церкви к молитве, 2) молитва родителей ребенка, 3) молитва служителя.
6. МОЛИТВА ЗА БОЛЬНЫХ
Значение молитвы за больных:
6.1. упование на Божье милосердие к больному (Иак.5:14-15)
6.2. сокрушение и исповедание греха больным (Иак.5:16)
6.3. молитвенное ходатайство за больного (Иак.5:16)
Условия для молитвы об исцелении
Молитва об исцелении совершается по просьбе больного или его близких. В особых случаях по просьбе больного молитвы об исцелении могут совершаться с елеопомазанием (маслом). Желательно чтобы в молитве с елеопомазанием приняли участие несколько пресвитеров церкви.
Беседа перед молитвой
Перед молитвой служители проводят беседу с больным (если нужно наедине). Если больной желает, то он может исповедовать свой грех перед одним или несколькими служителями. Беседа должна нести ему успокоение и ободрение, укреплять веру в силу и милосердие Божие. Не желательны суровые обличения.
Порядок совершения молитвы
Молитвенное служение об исцелении может совершаться в следующем порядке: 1) беседа о духовном состоянии болящего; 2) разъяснение значения молитвы с елеопомазанием; 3) молитва больного о своем исцелении; 4) молитва служителей о Божьей милости и исцелении (с возложением рук и помазание больного елеем).
Использование елея при молитве
Как правило служитель помазывает голову (лоб) больного небольшим количеством масла. При помазании больного может быть использовано любое растительное масло, предпочтительно оливковое. Масло в данном виде служении носит символический характер.
Надежда на исцеление по молитве
Молящиеся просят в надежде получить просимое, одновременно принимая любую Божью волю относительно выздоровления болящего.
7. ОСВЯЩЕНИЕ ДОМА МОЛИТВЫ
Духовное значение освящения дома молитвы:
7.1. указание на отделение и посвящение предмета Божьему делу (1Тим.4:5)
7.2. прошение к Богу о Его благословении, внимании к сему месту (3Цар.8:29)
7.3. благодарение Богу за Его материальные дары (Кол.3:17)
Сущность молитвы освящения
Освящение дома молитвы – это публичное провозглашение посвящения данного здания для нужд поклонения и служения Богу. Молитва освящения также может содержать благодарения за Божии материальные дары и просьбы о Его помощи и охране (благословении) в служении в данном помещении. При этом здание само по себе не приобретает особой святости.
Совершители молитвы освящения
В молитве освящения как правило участвуют служители (пресвитеры) самой поместной общины, а также приглашенные ею служители братства. Желательно, чтобы в молитве участвовало не менее двух, трех пресвитеров.
Порядок служения освящения
При освящении молитвенного дома: 1) верующие прославляют Бога в молитве, музыке и пении, 2) зачитываются места Писания и произносятся соответствующие теме проповеди, 3) перед лицом всего собрания пресвитеры молятся о Божьем благословении в служении церкви в данном доме молитвы.