Прошёл 59-й съезд Евро-Азиатской Федерации (ЕАФ) Союзов ЕХБ
От Ефеса до Лаодикии
59-й съезд Евро-Азиатской Федерации (ЕАФ) Союзов ЕХБ на этот раз собрался на территории, выходящей за официальные границы Федерации. Объединяющим местом в это время смятения стала Турция, куда свободно могли прилететь представители Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Грузии и Азербайджана, России, Беларуси и Молдовы, а также гости из Латвии, Германии, Турции, Шотландии (генеральный секретарь Европейской баптистской федерации Алан Дональдсон). Из США приехало руководство и сотрудники миссии Славянское евангельского общества (СЕО), Игорь и Елена Требушные представляли Северо-Западное славянское объединение церквей ЕХБ в Америке. Всех любезно представил исполнительный секретарь ЕАФ, Юрий Апатов, который в настоящее время проживает в Земле Обетованной. Съезд начался в Стамбуле, что вполне логично: город расположен в Европе и Азии, как и Союзы, входящие в Федерацию.
К общему огорчению всех делегатов, братья и сестры из Украины не приехали, полагая, что в сложившейся ситуации ЕАФ не отвечает требованиям времени, и участие в ее советах для них не имеет смысла. Тема Украины, однако, незримо присутствовала в советах и неформальных дискуссиях. Не смогли по разным причинам приехать и служители из Армении и Таджикистана.
Юрий Апатов представил отчет о работе ЕАФ, которой в этом году исполнилось 30 лет. А номер съезда – 59-й – обусловлен тем, что съезды ЕАФ продолжили считать от съездов ВСЕХБ.
Исполнительный секретарь также напомнил об истории ЕАФ, советах и совместных служениях, которые совершались в Союзах, в том числе конференции по служению в интернете, который он назвал «хайвеем (автобаном) для проповеди Евангелия», а еще обратил внимание на Израиль, где за последние 20 лет доля русскоязычных евангельских церквей выросла с 34 до 50 процентов.
После доклада исполнительному секретарю задали вопрос об отношениях с Всеукраинским Союзом ЕХБ. Тот пояснил, что украинские братья приостановили членство, но мы их постоянно приглашаем, высылаем им информацию о служении других союзов, молимся с ними и за них. Они готовы принимать участие в формате ЕАФ-плюс. Недавно братья из Украины направили письмо с предложением о реорганизации федерации, отмечая необходимость пересмотреть Устав, поменять место регистрации (в настоящее время – Москва), название, возможно, саму концепцию Федерации. В любом случае, мы считаем украинский Союз нашей частью, но вопросов накопилось немало, особенно в плане отношений между российским и украинским союзами. Хотя руководство обоих союзов встречалось летом, положение пока не меняется в лучшую сторону.
По окончании обсуждения делегаты дружно избрали председателем на следующие два года Николая Возияна, председателя Союза баптистов Молдовы, а заместителями – генерального секретаря Союза баптистов Армении Асатура Нагапетяна и председателя Союза баптистов Казхастана Сергея Кондаурова. Служение исполнительного секретаря продолжит Юрий Апатов.
Съезд продолжился духовно-познавательной экскурсией с посещением семи церквей Откровения. Правда, география внесла свои коррективы. Апостол Иоанн начинал с Ефеса, а ближайшим пунктом к Стамбулу после пятичасового переезда оказался Пергам, развалины которого можно лицезреть на горе рядом с городом Бергама. Он расположен в 26 километрах от побережья Эгейского моря, а совсем рядом в море возвышается уже греческий остров Лесбос. В древние времена Пергам был политическим центром провинции. Знать жила в шикарных дворцах и «виллах» на горе, а у ее подножия ютились простые люди. Также на горе были построены храмы, алтарь, совершались жертвоприношения Зевсу и позже императорам – «престол сатаны» (Отк. 2:13), а в большом, расположенном на крутом склоне амфитеатре проходили не всегда приличные представления.
Трудно было сохранить веру в таком окружении. Церковь испытывала колоссальное давление со стороны языческой культуры как в виде открытых гонений, так и разных соблазнов. Враг использовал тактику «троянского коня», стараясь разрушить церковь и изнутри. Кто-то, вероятно, пошел на компромисс с миром (Отк. 3:14-15), но другие, как Антипа, были верны до смерти (Отк. 2:13). Это победители, которые получат белый камень. Такими камнями пользовались во время голосования граждане города и, подобным образом, верные получат статус граждан небесного царства.
Яркое впечатление оставил Ефес, вернее, то, что осталось от некогда великого и славного города, насчитывавшего 250 тысяч жителей. Но осталось немало. Продолжающиеся уже 150 лет раскопки открыли взору длинные улицы, храмы, бани, великолепную библиотеку на 50 тысяч книг, магазины, бутики, дома терпимости, вытрезвители (для тех, кто выпил лишнего или переел), училище, впечатляющий амфитеатр, статуи и триумфальные арки, большой рынок и чудо света – храм Артемиды Ефесской, вернее несколько сохранившихся колонн.
Церковь в Ефесе в свое время была одним из центров христианства наряду с Римом. Возможно, все началось в день Пятидесятницы. В Иерусалиме в числе паломников могли быть евреи и прозелиты из Ефеса. В книге Деяний мы находим сведения о служении в Ефесе ап. Павла, затем Акилы и Прискиллы. Служение продолжил Аполлос, затем снова – Павел. Два года он ежедневно проводил собрания в учебном заведении некоего Тиранна (Деян. 19:9), творил чудеса, исцелял, изгонял бесов. Дело дошло до того, что колдуны и чародеи сожгли множество книг, так возрастало слово Господне (Деян. 19:19-20). Позже, уже в VI веке был построен огромный храм в честь ап. Иоанна. Но и от него остались только руины. Церковь много трудилась, терпела, на дух не переносила лжеучителей, но, увы, оставила первую любовь, и светильник был сдвинут (Отк. 2:2-5). Это урок всем церквам и верующим, которые хорошо начинают, ревностно трудятся, но быстро угасают. Где та первая любовь к Богу и ближним?
Вследствие недостатка времени пришлось миновать Смирну (нынешний Измир), и группа направилась в Сардис. Первоначально Сардис располагался на узкой полоске на вершине плоскогорья, но настало время, когда она стала мала для разраставшегося города, и Сардис рос дальше в долине вокруг подножия горного отрога, на котором стояла крепость. Там раскопали торговую улицу древнего города, изысканный фасад училища, больше напоминающего храм науки, с бассейном и баней (не всякий мог позволить себе учиться в этом элитном заведении), а также просторную синагогу, которая позже, вероятно, использовалась как церковь. Немного далее можно увидеть колонны и полуразрушенные стены былого величественного храма Артемиды. Время с помощью землетрясений поработало и над мраморными глыбами, так что мы видим только остатки этого чуда света. А рядом приютилось маленькое здание церкви, которое построили, вероятно, уже в четвертом веке.
Церкви в Сардисе было направлено строгое послание, требующее отдельной проповеди. Главное обвинение сформулировано предельно ясно: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Отк. 3:1). У тебя репутация хорошей церкви, но внутри уже идет процесс разложения. История церкви славная, а настоящее? Куда уходят деньги церкви? На миссию или только содержание работников и здания? Занимается ли церковь благовестием и служением милосердия? Доводит ли дело до конца («несовершенные дела» – Отк. 2:2 – буквально означает «незаконченные»)? Насколько чиста церковь в учении и делах? В Сардисе, к сожалению, только «некоторые» не осквернили своих одежд (Отк. 3:4).
Но есть надежда и для этой церкви. Дух Божий может оживитть, обновить, хотя, возможно, придется для этого использовать радикальные меры. Только надо бодрствовать; самоуверенность, расслабленность, лень не доведут до добра. Наказание постигнет внезапно.
Но пора уезжать из древнего Сардиса, и на пути в Лаодикию (в Фиатиру не заехали, как объяснил гид, там смотреть особо нечего) посетить Филадельфию. От древнего города осталась пара массивных колонн и основание стены грандиозного храма, спрятанных в скверике современного города Аласехира. Зато хорошие воспоминания остались от филадельфийской церкви, которая сохранила слово терпения (Отк. 3:10).
Древняя Лаодикия, построенная Антиохом II в честь жены Лаодики, напротив, выглядит внушительно. Вернее, то, что уже удалось раскопать археологам. Длинная центральная (как обычно, торговая) улица с многочисленными колоннами и проложенной под ней канализацией, по обеим сторонам – двух-, трехэтажные магазины, ресторанчики, большой базар, внушительный, как, впрочем, и в соседних городах, амфитеатр, храм языческим идолам. Город был богатым, но воды не хватало: она могла поступать из Иераполиса (Иераполь) и Колосс. Кстати, эти три города упоминаются в послании к Колоссянам, где апостол просит обменяться посланиями церкви в Колоссах и Лаодикии. Колоссы были расположены у подножия довольно высокой горы, оттуда стекали холодные источники, и далее они достигали Лаодикии, но за это время становились теплее. В Иераполе текут горячие минеральные источники. Воду можно пить или принимать ванны. По пути в Лаодикию она остывала, теряла свои свойства и становилась бесполезной и неприятной на вкус, как христиане в Лаодикии. Им и так хорошо, и этак. Они ни в чем не имели нужды, были самодостаточными и самодовольными. Но есть надежда и для них, только надо признать свою зависимость от Бога, открыть духовные очи, очиститься и покаяться.
Посещая древние города, представители разных союзов проповедовали на тексты из книги Откровения, 1-2 главы, применяя обращение Господа к семи церквам к жизни церквей сегодня. (Какое письмо Он направил бы вашей церкви?) Также каждый день представители разных стран рассказывали о жизни своих церквей, а участники молились о братских союзах. К сожалению, всему журналу не вместить информацию о служении церквей, их переживаниях и благословениях, поэтому можно закончить словами, с которыми Николай Возиян, председатель ЕАФ, обратился на последней встрече к делегатам. Он вспомнил посещение семи церквей: интересно, что в обращении ко всем церквам употребляется выражение «имеющий ухо да слышит». Трудно говорить, когда тебя не слышат. К сожалению, многие люди страдают нарушением слуха. Еще хуже, когда люди с полноценным слухом перестают слышать друг друга, повышают голос, кричат, чтобы достучаться до собеседника, а потом обижаются, что их не слышат. Иисус много раз призывает к слышанию, причем, эта фраза обращена к верующим. Слышим ли мы, что Дух продолжает говорить церквам, на какие недостатки Он указывает? Бог говорит, может, не так часто и не так громко, но вопрос больше в том, слышим ли мы Его. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Отк. 2:7).