Война и мир 2. На беларусском фронте
Происходящие события (вторжение российских войск в Украину и жестокое «принуждение к миру) уже привели к многочисленным жертвам и послужили основанием для взаимных обвинений даже среди верующих. Российские войска бомбят соседнюю страну, на дорогах грабят беззащитных беларусов, СМИ успешно соревнуются во лжи. Обильным потоком из сердца человеческого исходят злые помыслы, убийства, кражи, злоба, безумство (Мк. 7:21-22).
- Попытка осмысления
«Жизнь приходит к нам с дубинкой в руках и бьет по голове, и мы теряем возможность думать, становимся беспомощными и ошеломленными», – пишет один брат. Вроде бы события не новые, и мы изучали Христианскую этику, а Библию читаем каждый день, но древние события («нет ничего нового под солнцем» – Еккл. 1:9) требуют переосмысления в новом контексте.
- Христиане и Р(р)одина
Мы переосмысливаем наше отношение к земной родине, свои обязанности как граждан страны. Наше жительство на небесах (Флп. 3:20), но какое значение в свете небесного гражданства имеет беларусское или украинское? Может ли сочетаться «Слава Украине» и «Слава Христу?» А как насчет «Слава Беларуси?» Смешно звучит, правда?
А насколько сильными должны быть национальные чувства, или любовь к земной родине? Хорватский богослов Мирослав Вольф, осмысливая войну на Балканах, которая началась в 1991 г. и включала в себя ряд межнациональных конфликтов, отмечал, что хорват-христианин скорее согласится с хорватом-атеистом, чем с сербом-христианином. Национальность разделяет людей; мы полагали, что в христианстве эти границы преодолеваются, и нет «ни Еллина, ни Иудея, ни… варвара, Скифа…» (Кол. 3:11). Оказывается, есть и Иудеи, и Еллины, и даже варвары и Скифы.
Принадлежность к церкви не лишает нас гражданства земного, и оно влияет на наше отношение к войне. Понимание среднего беларуса/русского/украинца во многом отражает позицию своего государства, хотя многие беларусы после событий 2020 г. не очень хотят ассоциировать себя с государством. Но мы не можем им пренебречь и заботимся о благосостоянии города, в котором поселил нас Господь.
Кстати, мы цитируем текст из Иеремии, призывающий заботиться о вражеском городе (Иер. 29:7), куда евреи были переселены не по своей воле. Вавилон – не наша родина, а приходится молиться и заботиться о нем!
А на что мы должны быть готовы ради блага своей страны и защиты ее границ? Кроме добросовестной работы и молитвы?
Некоторые верующие в Украине отождествляют войну духовную с физической. Вероятно, сейчас сложно разделить эти понятия, ведь мы на стороне добра. Можно, все-таки, предположить, что порой они действительно накладываются друг на друга (как это было в древнем Израиле), но нужно иметь очень хорошее духовное зрение, чтобы увидеть и совместить картины мира духовного и земного и с полным правом заявить, что именно «с нами Бог», что «это война Бога», как смело заявил высокого ранга украинский служитель.
Что делать в таких случаях российским верующим? Или, скажем так: в какой степени люди (верующие) отвечают за действия правительства? Если власти коррумпированы, насколько виноваты баптисты? Если власть оправдывает идеологию ЛГБТ? Если Президент развязывает войну в другой стране? Наверное, минимум, что от нас требуется – неучастие в беззаконии. Самим не давать и не брать взятки. Не выносить несправедливые приговоры. Не посягать на жизнь и имущество ближнего. И зло сразу начнет терять силу.
В любом случае, когда национальные границы разделяют христиан, мы понимаем, что что-то не в порядке с нами или нашим христианством. Значит, земное для нас важнее вечного, непреходящего, и государство важнее Церкви.
P.S. А что делать беларусам, если им предложат воевать в соседней стране?
В отношении использования оружия среди евангельских верующих нет полного согласия, хотя традиционно мы выступали против войны в любых формах и не готовы брать в руки «калашников» даже для «защиты страны» (этот термин часто используется как эвфемизм для защиты определенной формы власти или самих правителей, которые сами умирать не хотят, но с жертвами граждан не считаются). Война, даже назови ее справедливой, великое зло! Тем более верующие не пойдут с оружием на территорию другой страны, если это только не «меч духовный» (Еф. 6:17).
- Молитва
В нынешней ситуации мы осмысливаем роль молитвы. Не является ли она способом ухода от действительности? «Я буду молиться за вас», а вы пока «идите с миром, грейтесь и питайтесь» (Иак. 2:16)?
Действительно, молитва может стать прикрытием бездействия, но никак нельзя и преуменьшать ее силу, вернее, могущество Бога, к Которому наши молитвы направлены. Поэтому мы усердно молимся, но и не останавливаемся на этом, а, как говорят в Украине, «Молимося і діємо». (Больше о темах молитвы в предыдущей статье: «Война и мир: призыв к состраданию и молитве»).
- Роль личности в истории
Во время потрясений мы переосмысливаем роль личности в истории. «Что я могу сделать? Могу ли повлиять на ситуацию? Могу ли как Есфирь остановить истребление народа?» (Ссылки на Есфирь стали популярны сегодня, как в 2020 – на Иоанна Крестителя. Как и тогда, их вырывают из контекста, но кто в такое время думает о контексте!)
Здесь нужно много мудрости и понимания. Мы не видим, что происходит за кулисами, о чем на самом деле договариваются политики и тем более, не всегда видим, что происходит за кулисами истории или в духовном мире, что видел Даниил. Если на то Божья воля, то мудрый бедняк может спасти город (Еккл. 9:15). Если нет, то лучше, как предлагал Иеремия, просто преклонить выи «под ярмо царя Вавилонского», чтобы не умирать «от меча, голода и моровой язвы» и не «доводить город сей до опустошения» (Иер. 27:8, 13, 17).
Иногда мы боремся там, где нужно просто подождать и довериться Богу, и Дагон сам упадет, без содействия рук человеческих (1 Цар. 5:3), как это было с Советским Союзом. Иногда надо выступить со смиренным ходатайством, ожидая защиты от Господа. Но в любом случае важно щадить людей, как это делал даже жестокий Иоав (2 Цар. 18:16). Города можно отстроить, людей не вернешь.
- Роль Бога в истории
И, конечно, мы осмысливаем роль Бога в истории. Что делает сейчас Бог? Только плачет вместе с жертвами? Осуществляет Свои глобальные цели в истории? Готовит мир к приходу антихриста? Ведет его к разрушению очередной империи?
Мысли Божии – не наши мысли (Ис. 55:8). Мы можем только предполагать, но без доверия Богу не обойтись. На самом деле, декларировать суверенитет Бога и реально доверять Ему – две большие разницы, как говорят в Одессе.
- Христос
Но от осмысления мы переходим к делу. Или, для начала, к слову. С началом войны в Украине многие поспешили высказаться в своем узком кругу в интернете. Значения эти высказывания по большей части не имеют, но, по крайней мере, ты чувствуешь, что оправдал ожидания друзей, которые поставили лайк или даже удосужили словесной похвалы (если очень смело высказался в своем узком кругу). В случае, если возникает угроза комфорту, грозят неприятности, такие комментарии и высказывания можно удалить.
Обобщать нельзя. Есть твердые духом, сильные личности, которые отвечают за свои слова, последовательны в своих убеждениях (не обязательно христианских) и готовы страдать до конца. Но в целом эти высказывания на публику (они напоминают признания в любви в инстаграме среди некоторых молодых людей) – интересная тема для будущего исследования психологов.
В то же время труба должна прозвучать ясно (1 Кор. 14:8), и пасторы/проповедники должны применить Писание к современной ситуации, объяснить церкви происходящее с библейской позиции и предложить практические шаги христианского служения в это время.
Собственно, ответ очевиден, если мы посмотрим на пример Христа и апостолов. Я заметил, что, как и в 2020, сегодня многие учителя очень мало говорят о Христе. Может, потому, что Христом сложнее манипулировать, пример Христа очень неудобен (это камень претыкания и камень соблазна – скандалон – 1 Пет. 2:7), поэтому лучше сослаться на «апостола» Бонхёффера и пророка его Нимёллера.
Вопрос учеников о восстановлении царства Израилю, а они мыслили земными категориями, остался без ответа; Иисус обратил внимание на духовное царство (Деян. 1:6-8). В Своем отношении к мирским властям, как и римской оккупации, другим острым социальным проблемам, Он показал Себя абсолютно аполитичным.
Но не безразличным: Иисус не убегал от мира, а реально занимался тяжелым трудом переплавки мечей на орала, как заметил бы Мольтман. Сегодня Его обвинили бы в «страусиной позиции», преступном молчании, потребовали бы сделать заявление относительно жестокости Пилата, а Он призывал любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих (Мф. 5:43-44). (Понятно, это не инструкция представителям власти, выполняющим судебные и другие функции). Он проявлял дружеские чувства к римлянам, иудеям, самаритянам, даже выступал с критикой своих соотечественников, разрушая их убежденность в своей правоте и исключительности (Алан Сторки). Для Христа и апостолов главным было духовное преобразование, изменение сердца, вопрос отношений человека с Богом! Надежда будущая для них была важнее надежды сегодняшнего дня, но обращение к будущему и непреходящему исполняло надеждой сегодня.
- От слов к делу
Слыша о войнах, важно не колебаться умом. К этому ведет неумеренное потребление информации, погружение в новости при недостатке времени на чтение Библии и размышление над словом (см. Пс. 1:1-2). Трудно помышлять о том, что честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, что добродетель и похвала (Флп. 4:8), когда ум получает много ложной информации, пропитанной ненавистью и злобой.
Говорят, что телевизор зомбирует людей, а те, кто черпает новости из интернета, может сохранить беспристрастность и объективность в оценке ситуации. Наверное? Если человек черпает информацию из разных источников, его кругозор расширится. Но я все больше убеждаюсь в том, что как легче обмануть человека с помощью телевизора, чем радио и газет, так еще легче обмануть его с помощью интернета. Соглашусь с мнением Тома Николса, высказанным в книге «Как интернет убивает научные знания».
«В настоящее время уровень фундаментальных знаний среднестатистического американца [не будет разницы, если мы поставим сюда белоруса] так упал, что он пробил границу «невежественного человека», прошел черту «неверно информированного», а теперь катится в сторону «агрессивно заблуждающегося». «Люди не просто верят глупостям, они активно сопротивляются процессу познания и не хотят отказываться от своих неверных убеждений».
Действительно, парадоксально. Интернет вроде бы должен расширять видение и познание людей, но во все больших масштабах мы наблюдаем фрагментацию знаний и узость мышления его потребителей, поэтому мы храним свой ум, ограничиваем потребление информации и с большим усердием и постоянством слушаем, читаем, изучаем Слово и размышляем о нем.
- Сострадайте
Верующие сострадают тем, кто в беде. Слава Богу, что добро проявляется, и не только среди верующих, что Божья любовь через людей распространяется на страдающих и плачущих. Конечно, мы не можем сострадать всем одинаково и одинаково реагировать на беду. Разные чувства испытывают участники и наблюдатели. Влияет взгляд извне и изнутри. Когда человек видит свой разрушенный дом, на который копил полжизни, или думает о своих детях и жене, с которыми его разделила война, когда проводит дни и ночи в бомбоубежище, его чувства будут намного более интенсивными. Но не все люди могут воспринимать и переживать остро боль, когда она далеко, когда она напрямую не касается их. Буквально пять лет тому назад бушевала война в Сирии (вспомним и Афганистан, и Нагорный Карабах). Реакция славян, будь то русские, украинцы или белорусы сильно отличалась от нынешней, хотя разрушения были ужасными, люди, созданные по образу и подобию Божию, страдали не меньше, число беженцев исчислялось миллионами, а некоторые до сих пор живут во временных лагерях. Брат из Канады написал недавно: «Тут у нас много сирийцев и палестинцев-беженцев. Они недоумевают, почему им так не помогали, как помогают украинцам?»
В милосердии тоже проявляется политика. Даже в иерусалимской церкви эллинские вдовицы «пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1) – своя рубашка ближе к телу. И только Христос мог совместить в Своем восприятии реальности ближнюю и дальнюю перспективы, реакцию наблюдателя и жертвы. Он смотрел на мир сверху как Бог, и как человек Он Сам переживал боль, потому может «сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15).
А мы развиваем в себе эти же чувствования, пусть не в такой степени, переживаем за близких и дальних, не закрываем глаза на страдания, особенно как Тело Христово думаем о своих братьях и сестрах по вере (1 Кор. 12). И я рад, что это сострадание проявляется в реальных делах. Есть много людей, которые не только говорят, даже не говорят, но делают. Один звонит и спрашивает: «Как передать беженцам гуманитарную помощь?» Сестра пишет в церковном чате, что организован сбор помощи для украинцев в их районе, помогает сама и других побуждает к помощи. Еще одна сестра жертвует от семьи деньги с просьбой передать их на устройство и помощь беженцам. Слава Богу за Его доброту, которая проявляется через Его творения. Страдания вызывают к жизни много добра. Часто при умножении греха изобилует и благодать (Рим. 5:20).
- Царство Небесное в фокусе
В своей реакции на страдания и несправедливость важно, по примеру Христа и апостолов, сохранить фокус на Царстве Небесном. Через дней десять после начала войны спрашиваем пастора небольшой поселковой церкви: «Что же вы собираетесь делать?» – «Как что, трудиться», – отвечает он. Люди по-прежнему нуждаются в Евангелии, надо направлять их ко Христу. Кому-то надо помочь материально. Есть возможность провести занятия с детьми в школе и рассказать им о Боге. Кто-то нуждается в посещении и утешении. Не надо впадать в панику, думать о геополитике. Просто помочь тем, кто рядом. Если есть возможность, тем, кто далеко. Если нет возможности, найти ее.
Это здравый взгляд на события. По примеру Христа церковь разделяет нужды людей и помогает, когда видит боль и страдания, вместе с тем сохраняя фокус на Царство Небесное, отношения с Богом, понимая, что они меняют отношения между Его творениями, познавая в страданиях любовь страдающего Божьего Сына, «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2).
Благослови нас Бог, чтобы мы стали орудием благодати в этом греховном мире, помогали людям побеждать страх, сострадали им в боли, молились за них, несли мир и надежду.