Война и мир: призыв к состраданию и молитве

В нашей жизни радостные моменты переплетены с вселяющими ужас новостями. 24 февраля началась война: российские войска вторглись в Украину. И в этот день мы праздновали день рождения сына, которому исполнилось 12 лет. Хотелось бы, чтобы он жил в счастливом и дружелюбном мире. Но едва ли мы можем гарантировать ему безоблачное небо.

Брат В. на следующий после начала войны день заметил: «Вчера мы проснулись в новом мире». Не совсем так. Мы проснулись в том же греховном мире, каким он был от начала, мир, в первой главе истории которого Каин убил Авеля. Братоубийственные войны с тех пор не прекращались. На самом деле и в феврале ничего несвойственного этому миру не случилось «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Сердце человеческое лукаво «более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). «Князь мира сего» еще не изгнан (Ин. 12:31). Мы просто порой забываем об этом, соглашаясь с гуманистическим идеалом доброго человека, но нам не дает об этом забыть суровая реальность.

 

Слыша тревожные новости, мы думаем о том, какое отношение Бог имеет к происходящему? И имеет ли вообще?

Пророк поясняет: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Амос 3:6). Порой Господь Сам насылает бедствие, как это было в случае с потопом или казнями египетскими, а бывает, Он допускает его. Эту идею хорошо понимал Кальвин, когда признавал: «У меня много болезней, но они исходят от Твоей руки, и поэтому я доволен сверх меры».

Но почему? Почему «праведник гибнет в праведности своей, [а] нечестивый живет долго в нечестии» (Еккл. 7:15)? Почему «праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Еккл. 8:14)?

Мы не можем все объяснить, но уже сами вопросы о несправедливости предполагают наличие нравственного закона, предполагают существование Бога. Пока же у нас нет ответов, однако, как заметил Эрвин Люцер, мы живем обетованиями, а не объяснениями. Да и интеллектуальный ответ никогда не удовлетворит нас. В любом случае, мы уверены в Его любви и Его присутствии. «Бог часто скрывается в темноте, но никогда не уходит далеко» (Мэттью Генри). Мы уверены в Его провидении:

И Божий промысл как росток:

Все выше каждый миг.

Бутон невзрачен, но цветок,

Раскрывшись, удивит (Уильям Купер).

Потому в самой горестной ситуации Иов выбрал благословение, смирился перед Богом, прославил Его (Иов 1:21).

 

            Что же должны делать белорусские верующие, которые слышат о войнах и военных слухах? Закупать продукты долговременного хранения? Собирать «тревожные чемоданчики»? Неусыпно следить за новостями? – Писание не оставляет нас без света в эти темные дни и предлагает несколько советов.

 

  1. «Не ужасайтесь!»

«Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец» (Лк. 21:9).

Марк Цукерберг (соучредитель компании Meta/Facebook) в 2015 г. запустил программу, цель которой – к концу столетия уничтожить болезни. Такие добрые желания достойны похвалы, и верующие активно трудятся, чтобы в этой земной юдоли жилось лучше. Но мы понимаем, что все не будет хорошо. Разные напасти грядут на землю: те же эпидемии, землетрясения, моровые язвы, бесконечные войны… «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Отк. 6:8; см. также Отк. 9:2-6). То, что мы видим сегодня, только трейлер фильма. Будем еще хуже. (Правда, есть надежда, что церковь будет восхищена если не до, то в середине великой скорби).

А пока, говорит Господь, не ужасайтесь. Продолжайте жить и трудиться, хотя, конечно, война подкорректирует поведение, и нам придется переосмыслить ценности, подумать о том, что действительно важно, что стоит нашего времени, наших сил, наших денег.

 

  1. Соучаствуйте в страданиях

Возможно, беда не коснулась нас напрямую, не придет в наш дом, но мы можем сострадать другим. В сердце – негодование на вопиющее беззаконие, но еще сильнее – боль за гибель и страдания людей. Мы призваны сострадать, как Иеремия (Плач 1:12-13, 16). И страдания дают нам возможность сделать это, послужить, оторваться от удобной жизни и войти в страдающий мир, разделить страдания мира с сострадающим Богом. (По словам Т. Камполо, когда на побережье Мексиканского залива обрушилось наводнение, Бог первый возрыдал о нем).

По примеру Бога мы сострадаем, и, если есть возможность, оказываем гуманитарную, духовную, иную помощь всем, кто в беде.

 

  1. Молитесь, смиряясь пред Господом

Писание призывает нас молиться за всех человеков, ведь Господь желает, чтобы все спаслись (1 Тим. 2:4). Как и о чем могут молиться верующие сегодня?

– О прекращении войны.

– О Божьей защите и недопущении расширения конфликта.

– О восстановлении мира.

– О наших братьях и сестрах в Украине, как и в России.

– О родителях, чьих детей забрали на войну.

– Об уповании и доверии Богу во всех обстоятельствах.

– О том, чтобы воля Божия исполнилась на земле, как на небе.

– О Церкви, чтобы она стала особым инструментом в действии Божьем.

– О том, чтобы ситуация способствовала успеху благовествования.

– О всем, к чему побудит вас Божий Дух и Его Слово.

 

«Война началась не сегодня. Начинается она в момент рождения человека в его сердце и продолжается всю жизнь. Это духовная война, война убеждений. Каждый раз, когда совесть или вера в истину одерживают победу, это проявляется во внешнем… мире любовью, добротой, милосердием; когда же побеждает вера в ложь и в ложные ценности, во внешний мир выходит раздражение, злость, горечь, агрессия. Если это среди приятелей, под угрозу попадают отношения с приятелями; если это в своей семье – страдают близкие – супруги, дети; если во власти страна – страдают тысячи людей, если этого мало – летят ракеты и снаряды на другие страны. И всё это последствия проигранных сражений в сердце человека» (А. Капинос).

Потому мы ищем мира в сердце, мира с Богом, а потом несем этот мир семьям, ближним, церквам, народам. В мире зла и насилия мы несем Евангелие, добрую, благую весть. Без Христа все будет плохо, будет еще хуже, но в Нем есть надежда уже сегодня. Чтобы преисполниться этой надеждой, надо «простирать свой взгляд дальше, чем заголовки газет» (Билли Грэм), или Интернет-ресурсов. Вникать в слово написанное и взирать «на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2). Он уже прошел путем страданий, а сейчас ведет нас за Собой.

Благослови нас Бог, чтобы мы стали орудием благодати в этом греховном мире, помогали людям побеждать страх, сострадали им в боли, молились за них, несли мир и надежду.

 

Леонид Михович