«Вы – соль земли»
Миссия церкви на земле (влияние церкви на общество)
- Статья представляет собой слегка переработанный и адаптированный материал проповеди, произнесенной на конференции «Церковь и общество», прошедшей в Минске 21 ноября 2020 г. В конце статьи приводится список использованной литературы.
Какова миссия церкви на земле? Говоря об этом, правильно начать с Бога. Богословы используют выражение Missio Dei (Миссия Бога). Бог посылает Сына (Иисус – великий миссионер), они – Духа, а вместе – церковь. «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18). Мы также можем вспомнить «Великое поручение» (Мф. 28:18-20).
Едва ли правильно называть миссией любую деятельность церкви, в том числе миссионерскую. Надо распознать, как действовать в то или другое время истории, в том или другом контексте, надо постоянно переосмысливать миссию. Обстоятельства изменились, вернее, постоянно меняются. В конце XX века достаточно было от руки написать приглашение (даже с ошибками), и люди бежали на собрание! Сейчас условия для благовестия другие, а мы говорим как Самсон: «Пойду, как и прежде, и освобожусь» (Суд. 16:20). Как прежде не получится… Может, Бог хочет вести другим путем? Готовы ли мы прислушаться к шуму “как бы идущего по вершинах тутовых деревьев” (2 Цар. 5:24). Откуда доносится шум? Или еще не шумит? Пойдешь раньше, не поразишь войско филистимское. Опоздаешь – тебя поразят.
Миссия церкви описана в Евангелии от Матфея 5:13-16, где Христос описывает ее в образном виде:
«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
- 1. Соль земли и свет мира
1.1. Соль земли
Христос использует две метафоры из предметов повседневного употребления, без которых немыслима жизнь: соли и света.
Соли приписывают несколько характеристик, увязывая каждую с поведением и ролью верующих. Но в данном контексте мы обратим внимание на одно, очень важное для древнего человека качество соли – использование ее для предотвращения гниения или консервирования продуктов.
Подобно тому, как мясо, если его оставить без соли, будет разлагаться, так и общество, открытое злу, будет деградировать. Но христиане, проникая в разные его слои, смогут оказать свое сохраняющее воздействие на мир. Так выполняли свое предназначение Иосиф при дворе фараона, Даниил на службе Навуходоносора, Христос и Его ученики в иудейском обществе первого века. Без таких людей, пусть их совсем немного, общество погибнет очень скоро.
Обычно соли используется немного в расчете на количество продукта, но хорошо, когда она пропитывает все его слои. Хорошо, когда христиане есть работают на заводе, в магазине и школе, когда их можно увидеть среди среди рабочих и служащих, в учебных заведениях и судебных органах. Как жаль, что некоторые сферы жизни практически лишены соли. Нет верующих – нет доброго примера. Но там, где они есть, их присутствие не бывает напрасным. Люди видят их добрые дела, замечают, какую музыку они слушают, о чем говорят, видят, как христианин ведет себя в аудитории, за рулем автомобиля, в очереди. Присутствие христианина часто удерживает окружающих от пошлого анекдота, грязной шутки, греховной проделки. Верующий человек разрывает цепь греха, и дьявол теряет простор для своих действий. Процесс разложения замедляется, если не останавливается.
Неверующие соседи пригласили брата на поминки. Говорит, знали бы, что будет, не приглашали бы, потому что все поминки испортил. Пока он не ушел, никто не мог ни пить, ни ругаться. В присутствии христианина совесть обличала.
Но христианин влияет не только как соль, но и как свет. Таким образом Христос подчеркивает видимую и невидимую стороны воздействия христианина на мир. Как соль он влияет незаметно, сохраняя мир от разложения, осоляя его. Как свет он не может быть скрыт, но светит пред людьми, и они прославляют Отца Небесного.
2.2. Соль в мире
Как соль проявляет себя в мире? Как влияет на мир?
Прежде всего отметим: чтобы выполнить свое назначение, церковь должна быть не такой, как мир, не должна терять уникальности. Церковь способна выполнять свою миссию только потому, что она является святым народом, который Бог вывел из тьмы в свет Своего присутствия. (Святой – означает отделенный, или, лучше: выделенный для особой цели). Христине могут влиять, если они отличаются от мира. В отношении к браку и семье. В отношении к деньгам и славе. В отношении к труду и отдыху… И здесь возникает напряженность. Жизнь в мире, участие в его делах ставит под угрозу эту отличительность. И что будет, если вовлеченность в дела мира, близкое соприкосновение с культурой, светским обществом сделает христиан неотличимым от мира, оставив только следы «соленого» происхождения?
Приведем пример: христианская музыкальная группа выступает на городском мероприятии. Песни добрые, красивые, но евангельская весть в них завуалирована. Не говорится конкретно об Иисусе, жизни с Ним, покаянии, грехе. Иначе ведь не позволят участвовать в празднике города. Но группа зарабатывает авторитет, становится все более известной. Может, кто-то потом захочет больше узнать об этих ребятах, и пойдем к ним в церковь? А там уже гости услышат всю правду.
Есть другой вариант: не участвовать в подобных мероприятиях, отделиться от оскверненной грехом культуры. Но сможем ли мы повлиять на общество, не соприкасаясь с ним? Наша сила в инаковости, да, но ее нужно соединить с миром. Замыкаясь в себе, мы не можем быть солью и светом.
На самом деле мы каждый день стоим перед той же самой дилеммой. Либо христиане должны выйти из мира и создать отдельное общество. Либо им надо преобразовывать внешний мир и перестраивать его в соответствии с законом Евангелия.
В истории церкви мы видим, что подходы к решению этого вопроса были разными: от бегства в пустыню до построения христианской империи. (Больше об этом можно прочитать в классической работе Р. Нибура, Христос и общество. Критичный взгляд на теорию Нибура содержится в книге Д. Карсона, Христос и культура: новый взгляд. Кто предпочитает славянских авторов, может обратиться к книге Г. Флоровского, Вера и культура). Жизнь амишей, например, является яркой иллюстрацией радикального подхода «Христос против культуры». Отвергая современный американский образ жизни, они сохраняют многие бытовые особенности, характерные для сельской Европы конца XVII века. Если мир нельзя изменить, перестроить, улучшить, из него надо уйти и построить идеальное общество. Кроме того, так можно сохранить свою чистоту и целостность, иначе мир поглотит нас, высосет всю соль.
В нашем контексте мы используем термин «традиционалисты». Он описывает церкви, которые выступают против существенных изменений внутрицерковной жизни (особенно в плане богослужения), чтобы сохранить церкви от неблагоприятных внешних воздействий. Подобное мышление проявляется во многих церквах, которые активно занимались евангелизацией в конце XX – начале XXI века, а сегодня больше внимания уделяют внутрицерковным вопросам и проповеди «здравой доктрины», защищая себя от «грешного мира» в попытках сохранить свою идентичность. Как ни парадоксально, попытки сохранения идентичности за счет сооружения защитных стен ведут к ее потере, если серьезно воспринимать миссию как одну из “отличительных особенностей” баптистов.
Ограничение контактов с внешними сказывается на росте церкви. Последние (неполные) исследования среди молодежи в церквах нашего Союза показали, что больше 80% людей пришли в церковь из верующих семей, через родителей, бабушек, дедушек. Еще десяток процентов имели верующих родственников, и только 8,4% обратились к Богу из мира. 15 лет тому назад этот процент был значительно выше. Безусловно, радует, что наши дети и внуки присоединяются к церкви, но если ничего не предпринимать, если мы будем «ловить рыбу» только в своем водоеме, нас неизбежно ждет изоляция и маргинализация. Церкви вытесняются на обочину общества, живут сами по себе, формируют свое сообщество по примеру амишей.
Христос не молил Небесного Отца, чтобы Он взял нас из мира, но чтобы сохранил от зла (Ин. 17:15). Мы в мире, но не от мира. Автор «Послания к Диогнету», замечательного документа II века отмечает: «Они [христиане] пребывали в своих градах как «пришельцы» и «иностранцы», и для них «всякая чужая земля была родиной и всякая родина чужой». Притом, они не выходили из окружающего общества; они находились «везде», как настаивает Тертуллиан, на всех жизненных путях, во всех социальных группах, во всех народах.
- 2. Влияние христиан (церкви)
Как церковь может влиять на общество? Что это значит на практике? Обратим внимание только на три аспекта. (1) СМИ; (2) Социальная работа (прежде всего служение милосердия) и (3) Присутствие в мире. Конечно, список не исчерпывающий. Важно говорить о молитве за всех человеков, включая начальствующих (1 Тим. 2:2). Хорошо, когда церкви согласно молятся. Плохо, когда молитва становится показательной политической акцией, что лишает ее сущности. Стоило бы подчеркнуть и ценность образования. История показывает, насколько это существенно для церкви и веры. Вероятно, одной из причин угасания Реформации на белорусских землях в XVII-XVIII вв. было отсутствие высшего реформаторского учебного заведения в ВКЛ, и оно заставляло дворянскую молодежь получать образование в иезуитских заведениях и Виленской (католической) академии. Отсутствие своих книг приводило к тому, что молодые люди учились по книгам других людей. Еще один пример. Г. Флоровский утверждает, что из всех указов Юлиана (римский император, противник христианства, который хотел реставрировать языческие традиции) христиане ненавидели больше всего тот, который воспрещал им преподавание художеств и наук. Юлиан запретил христианам обучать риторике, грамматике, если они не будут почитать языческих богов. Это была в действительности запоздалая попытка исключить христиан из созидания цивилизации, оградить древнююю культуру от христианского влияния и воздействия.
Сложно говорить о реализации данного проекта в наших условиях: секулярное общество старается контролировать эту сферу, формируя мышление молодых людей, но попытки развивать христианское образование, начиная с детских садиков, школ, и продолжая колледжами, университетами заслуживают похвалы.
3.1. СМИ
Но вернемся к СМИ. Христиане всегда использовали разные средства для распространения благой вести. Тот же ап. Павел в полную меру сделал это с таким изобретением как письмо. Библия стала первой книгой, которую напечатал Гутенберг. Белорусский первопечатник Франциск Скорина более 500 лет тому назад также первым напечатал Псалтирь, потом другие книги Библии. (Не стоит забывать и печатное слово, в том числе «Крыницу жыцця»). Позже христиане использовали (и продолжают это делать) радио, телевидение, кино. (Не так давно брат Саид, с которым я встретился в Якутске, рассказал, как он обратился к Богу благодаря фильму «Иисус». В 15 лет у него обнаружили в мозгу опухоль. Позже врачи сделали операцию, но матери сказали, что протянет он только несколько месяцев. Полупарализованный Саид был в больнице, когда туда заехали благовестники с фильмом «Иисус». Простая евангельская история коснулась сердца Саида, и когда с экрана прозвучало предложение произнести молитву покаяния, он понял: «Это для меня». Саид пообещал служить Богу всю оставшуюся жизнь. С тех пор прошло 28 лет. Господь оздоровил Саида, и он все свободное время посвятил благовестию. С браком не спешил, думал, долго все равно не протянет. Но в 30 лет Саид женился, и сейчас совершает пасторское служение, проповедует, занимается переводами, в том числе Библии).
Сейчас для формирования общественного мнения и даже для программирования событий используется интернет. Интернет открывает поистине неисчерпаемые возможности. Здесь большая аудитория. Замечено, что у Фейсбука больше последователей и поклонников, чем у христианства, а у Ютуба больше, чем у ислама. Контроль в этих средствах пока слабее, чем в печатных СМИ или на телевидении. Потому некоторые церкви или сообщества уже используют их в полной мере. Как-то я захотел прояснить какую-то информацию по Вечере Господней перед хлебопреломлением. Зашел в интернет. Google выдал результат. На первом месте оказался сайт www.jw.org – работают «свидетели». У них даже на Залах царства висит адрес: JW.ORG. Поэтому мы решили активнее использовать эти возможности и в нашем Союзе, правда, пока мало что сделано с точки зрения евангелизации.
Вообще, в эффективности евангелизационной стратегии уверенности не много, и я разделяю сомнения других братьев и сестер. Недавно прочитал на одном христианском сайте статью – призыв к евангелизации в интернете. На сайте было предложение: оставлять комментарии под информацией, и кто-то написал:
евангелизация в инете – нету в ней резонов.
вам всё равно не одолеть массонов…
Да, мы не можем повернуть махину, направленную на потребление, удовольствия, разврат. Но вот один человек прочитал в интернете информацию о церкви «Свет Евангелия», послушал проповеди в интернете, пришел, покаялся и принял крещение. Есть в интернете хорошая программа (вероятно, не одна), которая откликается на вопросы людей, заинтересованных в вере, и направляет их в ближайшую по месту жительства церковь.
В глобальной сети мы можем выразить свое мнение о насущных вопросах жизни, о моральных проблемах. В одном из своих выступлений Филип Янси использовал иллюстрацию, взятую им из истории времён «Оранжевой революции» в Украине. Тогда диктор телевидения объявила о проигрыше представителя оппозиции, что впоследствии было опровергнуто как фальсификация. Но диктор, которая в маленьком нижнем сегменте картинки на экране осуществляла сурдоперевод для глухонемых зрителей, сказала на языке жестов: «Они лгут, не верьте». Филип Янси таким образом обозначил сегодняшнее состояние церкви в Евразии: ей отведена очень незначительная роль на периферии социальной жизни, но у неё по-прежнему есть голос и возможность говорить правду. Пусть в уголке. Пусть тихо, но сказать правду. Кто скажет людям правду, если не церковь?
Обсуждение духовных проблем общества, утверждение христианской позиции, правда, требует серьезной и последовательной работы. Занимаясь этим между делом, серьезных результатов не достигнешь. Кроме того, печалит тот факт, что некоторые христиане используют интернет для взаимных обвинений, оскорблений и очернения других верующих, вместо того, чтобы благовествовать Евангелие. Как известно, контрмиссией всегда легче заниматься, чем миссией.
2.2. Социальная работа (служение милосердия)
В христианских кругах порой дискутирует, какое место занимает социальная работа в служении церкви. 1) Социальная деятельность как результат или последствие евангелизма; 2) Социальная деятельность как средство (мост) евангелизма; 3) Социальная работа в партнерстве с евангелизмом. Здесь мы должны обратиться к примеру Иисуса. Его помощь людям и учение о Царстве естественным образом переплетались в служении. Когда Он видел нужду или Его просили, Он помогал, как бы между делом, по пути. Мы несколько раз читаем в Евангелиях, как Он, видя множество людей, проявлял к ним жалость и восполнял нужды. Собственно, так делали и Его ученики, о чем мы читаем в первых главах Деяний.
Недавно мы праздновали 100-летие церкви в Маньковичах, и вспоминали служение Никиты Вандича, который стоял у истоков церкви. Особенностью его служения было то, что в церкви на высоком уровне было организовано вспоможение друг другу. В то время было собственное хозяйство и верующие, возвращаясь с поля, не оставляли на поле никого, кто еще не закончил свою работу, а также обязательно помогали сиротам и вдовам независимо от их отношения к церкви.
Рад, что в наших церквах совершается служение вспоможения, милосердия, и братья и сестры, вдохновляясь примером Иисуса и 25 главой Ев. от Матфея, помогают братьям и сестрам меньшим, как Христу. И хотя сегодня востребовано добро на камеру – современные добрые самаряне обязательно снимают и публикуют процесс помощи раненым, – но, благодарение Богу, есть и такие, у которых правая рука не знает, что делает левая.
На семинаре «Служение милосердия» вы узнаете больше об этом направлении работы: это и реабилитационные центры, и служение сестер милосердия и Дома милосердия, помощь инвалидам и престарелым, забота в вдовах и сиротах («чистое и непорочное благочестие»), работа с бомжами, приемные семьи, тюремное служение и др.
Тим Келлер однажды сказал, что призыв быть «солью земли» означает, что нам нужно идти в «плохие места»… туда, где происходит разложение и сохранять там жизнь, оказывать благотворное влияние, свидетельствовать о надежде Евангелия социально незащищенным и маргинальным слоям общества. И это служение может не ограничиваться только делами милосердия, лечением или питанием. Доброе дело может выразиться в других формах: благотворительной акции, благоустройстве территории, организации лагеря и т.п.
2.3. Наша жизнь (святое присутствие)
Главное фактор нашем влияния – присутствие в мире. Христос предупреждает: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5:13).
Как верующий может потерять силу? Что это значит? Может, это происходит, когда мы храним соль в солонке? Не позволяем ей соприкасаться с миром?
Может, мы теряем свою суть, свои качества, внутреннюю силу. Мне об одном брате сказали на днях: «У него проблемы в семье. Он потерял дерзновение, уверенность в служении». Может, это одна из причин.
«Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?..» (Мк. 9:50).
У верующих есть потенциал, который может быть полезен для общества, поскольку евангельское христианство способно формировать честных, нравственных и трудолюбивых граждан. И каждый может влиять на своем месте.
Мне нравится идея «Миссии в профессии». На своем месте может влиять и осолять окружение христианин-врач, учитель, столяр, таксист (он же не станет обманывать), отделочник, бизнесмен, айтишник, христианин-милиционер, судья. Миссионер, пастор, который сам соблюдает закон, прежде чем требовать его соблюдения от других!
Христос был солью этого мира и отдал жизнь. Быть солью опасно. Соль, соприкасаясь с веществом, отдает, теряет себя. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». (Мк. 8:35). Но может ли быть иначе?
Пусть Господь благословит наше присутствие и наш труд в мире, чтобы мы были воистину солью и светом.
Приложение:
Несколько мыслей о текущей ситуации и участии церкви в политической борьбе. Начнем издалека. На всемирной конференции «Церковь и общество», состоявшейся в Женеве в год моего рождения (1966), был сделан вывод о том, что миссия церкви заключается в продолжении Божьего дела освобождения угнетенных. Утверждалось, что предназначение церкви – поддерживать революционные движения, принимая участие в их деятельности и свидетельствуя о Христе «изнутри».
Через 25 лет в Австралии (Канберре) состоялась Генеральная ассамблея ВСЦ. Снова сторонники богословия освобождения высказали утверждение о том, что крест Христа является символом революции. Корень зла усматривался в сложившихся мировых экономических системах, а также в нанесении вреда окружающей среде. Соответственно, церковь должна решать экономические проблемы и вопросы экологии. (К ним добавились вопросы феминизма).
В мае 2019 года я участвовал в съезде евангельских церквей Швеции. Кроме прочих, делегаты обсуждали вопросы экологии. (По причине озабоченности экологией на съезде не использовали одноразовые стаканчики, чтобы не загрязнять окружающую среду).
В сентябре прошлого года состоялся Совет ЕБФ. Выражая беспокойство из-за глобального потепления, делегаты приняли резолюцию о климатических изменениях. Не все, правда, голосовали. Некоторым делегатам было непонятно, причем тут церковь.
Подобные моменты вызывают у многих членов наших церквей по меньшей мере недоумение. Но видя, как социально-политические движения в Беларуси захватывают верующих, я не удивлюсь, если скоро и эти вопросы будут стоять на повестке дня. Впрочем, вопрос, скорее в том, какое место занимают эти темы в служении церквей. Ведь мы тоже думаем об экологии, стараемся не загрязнять окружающую среду, не разбрасываем мусор, рачительно используем природные ресурсы, практикуя христианскую простоту. Но может ли заменить эта тема вопросы благовестия и освящения?
Здесь мы должны вернуться к революциям и политической деятельности. Старое богословие освобождения, которым уже насытились в Южной Америке, переоделось и пленило сердца белорусских верующих. Это неудивительно: явная несправедливость может подтолкнуть к волнениям, особенно в явно очерченном политическом контексте.
Почему я говорю, что это вопрос не просто морали, но политики:
Во-первых, часто мы не замечаем несправедливости, даже вопиющей, если это не связано с властью/политикой. Во-вторых, протесты проходят обычно в определенное время и месте, под определенными флагами (используется политическая символика).
Христиане понимают, что «кривое не может сделаться прямым» (Еккл. 1:15) и сознают греховность носителей власти; в то же время они не поддаются эйфории греховного «общества» в борьбе за/против власти; они не ищут одобрения и похвалы этого «общества» и их не смутишь революционными лозунгами: «А ты с обществом?» (А если нет – расстрелять. Пока что морально).
Как реагировать на события? – Как обычно это делали христиане. Ведь ничего нового в происходящем нет. И как реагировали наши духовные отцы в конце XIX – начале XX века, в советское время, так и сегодня: молитва, помощь тем, кто в нужде, святая жизнь, благовестие… Но здесь я хочу еще раз обратить внимание на Христа и апостолов.
(1) Пример Христа и апостолов показывает, как важно не перепутать главное и второстепенное. Христос не пришел, чтобы установить новый социальный порядок. Он видел несправедливость и зло мира, но смотрел глубже: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:5) – это совершенно потрясающий ответ на вопрос о вопиющей несправедливости Пилата. Сегодня за такой ответ Христа бы объявили не-христианином.
Апостолы знали, что главное и второстепенное. Во время их жизни было немало социальных проблем и несправедливости: рабство, римская оккупация, насилие и жестокость власти. Но апостолы сознавали ограниченность влияния власти на духовную жизнь, поэтому не придавали ей такого значения. Они (как и Даниил в свое время) в духовной борьбе с грехом использовали духовные методы: святая жизнь, молитва, кротость; а отмщение (за убийство Христа или Иакова, брата Иоаннова) они предавали Богу.
(2) Еще важнее взирать на саму личность Христа, Его поведение. Печально слышать, что пример Христа (и его реакция) уже неуместен в условиях «демократической» формы правления, и все, что осталось от Христа – изгнание торговцев из храма. Как будто Христос был уместен в оккупированной Иудее, когда призывал любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих (Мф. 5:44).
«Новозаветная вера, по мнению папы Бенедикта, знает не революционера, но мученика: мученик признает авторитет государства, но ему известны и его пределы». Он подчиняется несовершенной власти в земном, но и знает, что должно повиноваться больше Богу, нежели человеку (когда речь идет о вопросах веры, проповеди Евангелия, брака и семьи…)
В нашей ситуации важно не поддаваться на провокации (с разных сторон): они лишь приведут к новым страданиям. Требуется осторожность, когда мы подписываем какие-то письма, не зная мотивов их авторов, а то и не зная их самих. Но если вас призвал Господь обличить кого-то из грешников, не NEXTA другой, но Господь, вы можете выйти и смело сказать о грехе Ироду, как Иоанн Креститель. (У Христа такой задачи, например, не было). Сделайте то, к чему призвал вас Господь, и по примеру апостолов «радуйтесь тому, что пострадали за Христа» (Деян. 5:41).
Леонид Михович
- Йозеф (Бенедикт XVI) Ратцингер, Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени (Москва: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2007), 21.
- О.А. Бокова, «Современные российские евангельские христиане баптисты: социальная структура и идеология». Государство, религия, церковь в России и за рубежом (2009): 35-46, 37.
- Эдмунд Клауни, Церковь (Минск: Позитив-центр, 2014), 182-183, 191.
- А. Мак-Грат, Опасная идея христианства. Протестантская революция: история с XVI до XXI века (Санкт-Петербург: «Библейская кафедра», «Библия для всех», 2017), 317-318.
- Татьяна Никольская, «Уроки истории для ЕХБ», Мирт, #2 (57) (2007): 10.
- Петр Павлюк, «Эпоха постправды» (в трех частях). https://xmegapolis.com/i/. 23/07/2020, 20/08/2020, 16/10/2020.
- Георгий Флоровский, «Христианство и цивилизация», Вера и культура (С-Пб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 202): 641-649, 643.
- Георгий Флоровский, «Вера и культура», Вера и культура (С-Пб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 202): 650-670, 657-658, 667-669.
- У.I. Навiцкi i iнш., Евангельскiя хрысцiяне ў Беларусi: пяць стагоддзяў гiсторыi (1517-2017 гг.) (Мiнск: Тэалагiчны iнстытут ХВЕ, 2019), 93.
- James Wm. McClendon, Jr., Ethics, Systematic Theology, 1, rev. ed. (Nashville: Abingdon Press, 2002), 19-21, 25-35.
- Vladimir Ubeivolc, “Rethinking Missio Dei among Evangelical Churches in an Eastern European Orthodox Context,” (PhD diss., University of Wales, 2011), 64.
- http://www.foru.ru/slovo.43844.1.html. 23.10.2019.