Церковь, влияющая на общество
24-26 октября в церкви ЕХБ на Поклонной горе г. Санкт-Петербурга состоялась пасторская конференция Российского Союза ЕХБ. После регистрации и обеда к собравшимся обратился Председатель Союза, ректор Московской богословской семинарии пастор Петр Мицкевич. Размышляя над темой конференции, которая представлена в заголовке, он говорил о характеристиках здоровой церкви (а есть вообще здоровые?) Проповедник перечислил положительные характеристики церквей Откровения (главы 2-3): не может сносить развратных, имеет терпение, мужественно переносит страдания, ревностно служить, готова ответить на новые вызовы и др. Он призвал быть ревностными и, если Господь побуждает, покаяться (Отк. 2:5). А иначе церковь влиятельной не будет.
Историк братства ЕХБ Алексей Синичкин рассказал о служении И.С. Проханова в обществе. (Проханову было уделено немало внимания, поскольку в этом году мы отмечаем 150-летие со дня его рождения). Проханов стремился к духовному обновлению России. Его деятельность включала работу с молодежью, издание газет, печать Библий и сборников песен, основание сельскохозяйственных артелей, библейские курсы, масштабную миссию, даже до Индии и Кита, правозащитную работу. Вечером делегатам был показан фильм «Проханов в Санкт-Петербурге», а во второй день конференции желающие могли пройти по местам, связанным с многогранной деятельностью Проханова. К личности Проханова вернулись и в третий день, когда еще один историк – Владимир Попов – рассказал о призвании Проханова, его страсти и ревности в служении.
Основные доклады должны были раскрыть тему влияния церкви на общество. Пресвитер церкви «Преображение» г. Самары Виктор Рягузов говорил о внутренней силе церкви: церковь сильна тем, что творит через нее Бог, сила в обладании истиной, в заботе верующих друг о друге, в святости, молитве, единстве, терпении. Леонид Михович представил доклад на тему «Миссия церкви». Основой рассуждения стал текст из Нагорной проповеди, где Христос говорит, что ученики являются солью земли и светом мира (Мф. 5:13-16). Во время земной жизни Христа соль прежде всего использовалась как консервант, предохраняла от гниения, разложения. Так и христианин (или церковь) сохраняет общество от деградации. Но для того, чтобы соль подействовала, ее нужно соединить с продуктом, высыпать из солонки. Так и христианин должен идти туда, где происходит разложение, осолять мир. Говоря о средствах влияния, проповедник обратил внимание на использование СМИ (интернета, в частности), социальную работу (особенно служение милосердия) и святое присутствие в мире. Виктор Левашов, заместитель Председателя ЕХБ по Южному региону, пресвитер церкви г. Майский размышлял о том, каким является христианин перед Богом. Он привел пример Исаии, который обличал пьяниц, хапуг, самоуверенных праведников, тех, кто принимает несправедливые законы, но потом посмотрел на себя и воскликнул: «Горе мне!» (Ис. 6:5). Кто мы? Видим ли мы в присутствии Божьем свой грех? Осознаем ли греховность греха? Перед Богом грехи не спрячешь.
Брат Виктор рассказал пример, как порой грехи вскрываются и до Божьего суда. Лет тридцать тому назад, когда у людей начали появляться первые видеокамеры, одного счастливого владельца камеры пригласили на свадьбу. Перед перерывом гости делали подарки, и по местному обычая конверты вешали на подарочное дерево, установленное в зале. В суете свадьбы на какой-то момент о дереве забыли, а когда вернулись после перерыва оказалось, что кто-то уже снял с дерева «плоды». Виновного не нашли, и пришлось смириться с потерей. После окончания брачного пира молодожены получили кассету с записью, но решили, что просмотрят ее через лет десять, а то и позже. Праздник устроили на пятнадцатилетие свадьбы. Пригласили гостей, включили плейер. Оказалась, что видео оператор по неопытности забыл выключить камеру во время перерыва, и она записала, как в перерыве свидетель почистил дерево. Что поучительно, сам свидетель был среди гостей. История умалчивает, что происходило дальше, но урок ясен.
Евгений Бахмутский, пресвитер Русской библейской церкви в Москве вдохновенно раскрывал четвертую тему – «Христианин перед обществом». Он призвал не ограничиваться только противоположностями в отношениях с миром: ассимилироваться или изолировать себя от общества. На примере Даниила он показал, как можно служить в мире, не уподобляясь ему. Даниил и его друзья подверглись искушению вавилонизации, но не пошли на компромисс с языческой культурой. В то же время, они и не уходили из мира. Следуя призыву Иеремии – «и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир” (29:5-7) – они сохранили свою идентичность, активно взаимодействуя с обществом. Они любили и Господа, и город. Они молились о благосостоянии города и желали ему шалома, полной гармонии, мира, устройства. Они хорошо знали культуру Вавилона, изучали светские (языческие!) науки, и в то же время остались последовательными проводниками Его царства.
Участники конференции внимательно слушали проповеди, интервью, задавали вопросы, единодушно воспевали Господу, угощались чаем от “Орловских самоваров”, общались со старыми и новыми друзьями. А закончилось общение проповедью-пожеланием Виктора Игнатенкова, служителя из Смоленска, первого заместителя Председателя Российского Союза ЕХБ. Он напомнил, что Христос изменял общество изнутри, менял серда людей, и мы в работе с обществом следуем тем же путем. Как заметил бы Проханов, “реформация должна начаться с внутреннего преобразования каждого отдельного человека, с духовного возрождения, с обновления сердца и характера”. Сораспявшись Христу и пребражаясь в Его образ, мы можем вести к Богу тех, кто рядом с нами. Вдохновленные пожеланием выходили братья и сестры из дома молитвы под символизирующий благословение дождь, и отправлялись по домам, чтобы быть солью и светом в мире.
Леонид Михович